В бийском институте производят субстанции лекарственных веществ

май 7, 2012

"Ваше дело" рассказывает о бийских предприятиях и организациях, наиболее успешно работающих на стыке сфер науки и бизнеса. На этот раз речь пойдет об Институте проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) — структуре, в которой наука первостепенна. И хотя внедрение разработок института, то самое соединение науки и бизнеса, большей частью происходит уже на других предприятиях, связь теории и практики в ИПХЭТ ощутима.

Сегодня ИПХЭТ имеет собственное производство субстанций лекарственных веществ, полностью независимое от бюджетного финансирования. Объем небольшой, однако по отдельным препаратам институт способен закрыть потребности всей России.

Опытное производство лекарственных субстанций института сейчас ориентировано на выпуск вещества для лекарственного средства "Тилорон" — противовирусного, иммуномодулирующего препарата. Заключен договор с предприятием "Мосхимфармпрепараты" имени Н. А. Семашко", уже произведено более 200 кг "Тилорона". В настоящее время противовирусные препараты — одно из основных, наиболее перспективных направлений деятельности ИПХЭТ. Начинается эта работа в лабораториях "химиков-теоретиков", кропотливо отрабатывающих методы синтеза.

"А что там показывать? — отнекивается старший научный сотрудник ИПХЭТ, к. х. н. Александр Калашников по пути на свое рабочее место. — Да, нарабатываем мы сейчас килограмм этого осельтамивира, что красивого, когда все заставлено склянками-банками?"

Осельтамивир, он же "Тами­флю", — единственное лекарство, помогающее против вируса H5N1, более известного как птичий грипп. Сейчас в ИПХЭТ прорабатывают метод получения его субстанции.

"Препарат пока еще защищен патентом, — говорит старший научный сотрудник ИПХЭТ к. х. н. Александр Калашников. — Это, вообще-то, дженерик швейцарской компании Roche, она монополист. Скоро патент у нее закончится, и препарат начнут выпускать все кто может. Мы к этому моменту готовимся".

Лаборатория действительно заставлена "банками": лабораторной посудой, емкостями с реактивами. Письменный стол в центре помещения завален какими-то бумагами: видно, что работа кипит. Здесь разрабатываются методы синтеза новых лекарственных препаратов. Приточно-вытяжная вентиляция, решетки на окнах — некоторые детали достаточно специфические. Здесь сотрудники лаборатории проводили работу с сильнодействующими веществами, апробировали технологию выпуска лекарства от ВИЧ. Эти направления дальнейшего развития пока не получили: препарат анти-ВИЧ, к примеру, был передан для проведения клинических испытаний в Новосибирский институт органической химии СО РАН. Но сейчас тем организациям, где есть студенты, работать с кровью запрещается, так что испытания пока заморожены.

Шелуха и мискантус

Одно из самых значимых достижений ИПХЭТ в 2011 году — разработка и внедрение в промышленное производство новой технологии получения мощного низкочувствительного взрывчатого вещества триаминотринитробензола (ТАТБ). Метод синтеза освоен на "Бийском олеумном заводе", начато производство.

По инициативе научного руководителя института академика РАН Геннадия СаковичаИПХЭТ занимается получением целлюлозы из нетрадиционного сырья с целью найти замену хлопку — основному продукту для производства пороха. В частности, недавно здесь разработали метод получения нитратов целлюлозы из возобновляемого растительного сырья: шелухи овса, а также из высокоэнергетического растения мискантус. Такая технология ранее никем не применялась.

В лаборатории биоконверсии ИПХЭТ занимаются и получением биоспиртов. Сырье то же — шелуха овса, мискантус. Это древовидная трава, отличающаяся активным набором биомассы, — за лето мискантус вырастает выше человеческого роста. За рубежом его выращивают уже много лет, перерабатывая в спирты, пеллеты, биотопливо. В России совсем недавно начали сажать эту траву. Сотрудники Новосибирского института цитологии и генетики СО РАН занялись выращиванием мискантуса с целью спасения пересыхающих казахских озер. Позже на него взглянули как на целлюлозосодержащее сырье, из которого можно получить биотопливо, и ученые ИПХЭТ подхватили это направление. Ферментируя образцы, в Бийске начали выделять монопродукты, получать сахара. На сегодня получен этиловый спирт, по чистоте лишь немного уступающий питьевому. Этот спирт может использоваться в качестве биотоплива. Разработаны способы получения целлюлозы, а затем ее простых эфиров из плодовых оболочек злаковых и мискантуса.

Проблемы продуктивной переработки сельскохозяйственного сырья сегодня требуют большого внимания. Как считает директор ИПХЭТ Сергей Сысолятин,в рамках ИПХЭТ необходима организация новой структуры — отдела химии растительного сырья и биоэнергетики. Это ближайшая перспектива

"Тилорон" мы освоили первыми

Юрий Крюков,
начальник опытного производства субстанций лекарственных веществ ИПХЭТ СО РАН:

В 2008 году на площадях ИПХЭТ СО РАН организован участок по производству субстанций лекарственных веществ. Основной продукцией является субстанция лекарственного средства "Тилорон". Без преувеличения можно сказать, что в нашем институте впервые в России освоен выпуск этого уникального препарата. Он обладает иммуностимулирующим эффектом, что позволяет использовать его для профилактики заболеваний различной вирусной этиологии. Препарат обладает противоопухолевой активностью, противовоспалительным, антимикробным и радиопротекторным действием.

По вопросам, связанным с фармацевтической деятельностью, мы сотрудничаем с предприятиями "Мосхимфармпрепараты" и "Фармстандарт", пытаемся завязать деловые контакты с другими организациями, специализирующимися на изготовлении лекарств. В 2011 году было реализовано продукции фармацевтического назначения на 11 млн. рублей.

ИПХЭТ ищет замену хлопку

Владимир Кадулин,
начальник цеха № 19 (подразделение научно-технического центра) "Бийского олеумного завода":

В прошлом году завод начал производить разработанную ИПХЭТ низкочувствительную взрывчатку ТАТБ. Несомненным плюсом этой технологии является отсутствие хлорсодержащих примесей. Это мощная взрывчатка, обладающая высокой устойчивостью к температурному воздействию. Известно, что, чем выше температура разложения взрывчатого вещества, тем меньше риск незапланированной детонации, например, при транспортировке.

Есть и другие варианты сотрудничества, в том числе касающиеся антитеррористического направления. В настоящее время институт разрабатывает взрывчатку из нетрадиционного сырья — отходов сельхозпродукции. Насколько я понимаю, это попытка найти замену хлопковому сырью. С точки зрения производителя оценить потенциал этого направления сложно. Но пока не доказана полная бесперспективность метода, он имеет право на существование.

Анна Наседкина