май 10, 2012
В канун 67-й годовщины Победы село Чинета Краснощековского района принимало фронтовые реликвии погибшего 70 лет назад под Ржевом солдата Федора Солнечникова. И поминало земляка-разведчика вместе с ушедшим месяц назад в бессмертие внучатым племянником, Героем России майором Сергеем Солнечниковым.
31-летнего Сергея, отец и мать которого родились и выросли в Чинете, окончили местную школу, село хорошо знает и любит. А вот Федора Николаевича, не вернувшегося с Великой Отечественной, подзабыло, потому что не осталось у солдата ни в Чинете, ни в соседнем Тигиреке, где прежде жили его родители, братья и сестры, ни наследников, ни близких родственников.
И кто знает, вернулась ли бы на родину память о солдате, не прогреми 28 марта нынешнего года на учебном полигоне в Амурской области взрыв, обессмертивший имя комбата Сергея Солнечникова, ценой собственной жизни спасшего подчиненных.
За несколько секунд до взрыва гранаты, брошенной неумелой рукой молодого солдата на бруствер окопа, из которого он и его товарищи совершали учебное метание по целям, майор Солнечников успел принять и реализовать, по его убеждению, единственно возможное в сложившейся ситуации командирское решение: снизить поражающие возможности оружия, накрыв его своим телом.
Поступок Сергея потряс многих людей во всем мире. Но ни у кого, включая чинетинцев, не вызвал никаких исторических ассоциаций. А меня его фамилия и связь с Чинетой заставили вернуться к неоконченному установлению судьбы фронтовика с похожей фамилией, найденного 13 лет назад под Ржевом поисковым школьным отрядом "Югра" из поселка Туртас Уватского района Тюменской области.
Совместная работа проекта "Свободного курса" с поисковиками "Югры" по установлению судьбы разведчика 2-го отдельного стрелкового батальона 136-й отдельной стрелковой бригады Федора Николаевича Солнечникова началась 14 марта 2011 года с письма руководителя отряда Татьяны Кухаренко.
"Нужна ваша помощь в установлении судьбы бойца, – обратилась Татьяна Ивановна ко мне как к руководителю проекта. – В период поисковой экспедиции 1999 года в Ржевском районе Тверской области мы подняли останки бойца, у которого находились ложка и фляжка с фамилией „Солнычников”. В результате исследований, проведенных в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО), установили, что боец с подобной фамилией воевал в составе 136-й отдельной стрелковой бригады: Солнешников Федор Николаевич, 1917 г. р., призван Усть-Калманским РВК Алтайского края (в другом донесении – Усть-Канским РВК Ойротской автономной области). Убит у д. Погорелки 7.04.1942 г. Адрес семьи: Алтайский край, Чернийский (Черийский) район, село Титрюк, отец Солнеш(ч)ников Николай Степанович. Такого района и села на территории вашего края мы не нашли. Помогите разобраться".
В ответ на это обращение было разослано около 20 запросов и информационных материалов в администрации, военкоматы, газеты Усть-Калманского, Краснощековского, Чарышского районов Алтайского края, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов Республики Алтай, но следы солдата и его семьи нигде не отыскались.
И вот теперь, после гибели комбата Солнечникова, я уже наверняка знала, что люди с такой фамилией есть в Чинете и, вероятнее всего, являются родственниками обоих воинов…
Инспектор военно-учетного стола Чинетинской администрации Людмила Лунева догадку подтвердила и даже нашла в похозяйственной книге запись о составе семьи Николая Степановича Солнечникова из Тигирека, в которой значатся два сына-фронтовика – Федор, 1917 г. р., и Георгий, 1926 г. р.
В канун Дня Победы мы едем в Чинету, чтобы встретиться с ее жителями, рассказать об удивительных переплетениях судеб их земляков, передать родственникам личные вещи Федора Николаевича Солнечникова, присланные поисковиками "Югры".
Шестичасовая поездка на автомобиле заканчивается 50-километровым марш-броском по горным серпантинам. И вот мы уже вместе с учителями и учащимися Чинетинской средней школы, культработниками села уточняем детали предстоящей встречи.
В 14 часов начинаем, предварительно договорившись не выходить за рамки часа-полутора. Но не укладываемся в определенный регламент, потому что публика ждет продолжения. Она хочет знать больше о своих героях и о тех, кто их нашел, – Мише Бобрышеве, откопавшем 10 августа 1999 года фляжку и ложку Федора Солнечникова, и других маленьких рыцарях поиска из тюменского поселка Туртас. О том, как они отыскивают и с почестями хоронят солдат Великой войны, как находят спонсоров и обустраивают на ржевской земле воинское захоронение поднятых бойцов, а на месте их гибели возводят курган Славы. И почему уже 20 лет не уходят отсюда, возвращая истории и семьям все новые имена участников выматывающей 17-месячной битвы за Ржев, отвлекшей на себя отборные силы противника от Москвы и Сталинграда.
Двоюродная племянница Федора Солнечникова и тетя Сергея Солнечникова Наталья Волохина с благодарностью принимает фронтовые реликвии дяди и паспорт захоронения, а ее мать Татьяна Васильевна Солнечникова – самодельную медаль "Памяти павших за Отечество защитников Ржева", придуманную и изготовленную поисковиками "Югры". Женщины обещают, если у Федора Николаевича найдутся более близкие родственники, передать им эти реликвии.
Наталья Васильевна еще носит траур по племяннику Сергею, которого любила как родного сына. Все ее думы до сих пор о нем. И бабушка Татьяна Васильевна никак не может поверить, что ее "Солнышко" больше не приедет погостить в родную ему Чинету и не привезет, как обещал, нынешним летом невесту, потому что долг Солдата, долг офицера оказался выше счастья.
А разве не так было у Федора Николаевича? Сначала действительная служба, потом война. Так и не успел жениться, оставить наследников.
Да и только ли он один?
В роду Т. В. Солнечниковой почти всех мужчин забрала война. Об отце Василии Кондратьевиче Теплухине Татьяна Васильевна знает только то, что пропал без вести. О трех его братьях – и того меньше.
Об одном из них, самом удачливом, ровеснике Федора Николаевича Солнечникова Фоме Кондратьевиче, мне удалось найти некоторые сведения: лейтенант, командир саперного взвода 386-го отдельного саперного батальона 215-й Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии, кавалер ордена Отечественной войны II степени и медали "За отвагу". Но не дожил полтора месяца до Победы, погиб в ожесточенных боях в Восточной Пруссии.
Так что, прижимая к груди подаренную туртасскими школьниками медаль за Ржев, оплакивает Татьяна Васильевна всех погибших и пропавших без вести Солнечниковых и Теплухиных.
Добрый вечер! Получила ваши письма, фото со встречи в Чинете, презентацию по Сергею Солнечникову. Передать словами чувства не могу – плачу... Мы так долго шли к этой цели! Спасибо, что довели поиск до логического завершения.
Мы сейчас в ржевском лесу, завтра последний день вахты. 8 мая вечером будем выбираться из леса. Работаем по 136-й бригаде, подняли однополчан Федора Николаевича, один медальон прочитали. Приеду домой – напишу подробно.
А пока от всей души поздравляем вас с Днем Победы!
С уважением, Татьяна Кухаренко и бойцы отряда „Югра”.
6 мая 2012 г.
Поисковый отряд "Югра" с 1994 года проводит целенаправленную работу по увековечению памяти павших защитников Отечества на небольшом участке Ржевско-Вяземского плацдарма. За 18 лет подняты и торжественно перезахоронены останки 2 933 советских солдат и офицеров, по найденным медальонам и личным вещам установлены 102 фамилии погибших и пропавших без вести, по документам Центрального архива Министерства обороны РФ составлена картотека на 18 тысяч погибших и пропавших без вести на данном пятачке.
Школьники из тюменского поселка Туртас, хотя их и не было сегодня в зале, преподали нам урок высокой гражданственности и нравственности в отношении сохранения памяти о погибших защитниках Отечества. Наша чинетинская земля вырастила много достойных людей и воинов. В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт 1 025 наших земляков. Только 141 вернулся. Остальные погибли, но в Книге памяти увековечены лишь 378. Поисковый отряд "Югра" вернул память еще об одном воине. Но теперь мы сами должны продолжить эту работу. Прошу проект "Книга памяти, том 10-й" оказать теоретическую и практическую помощь в ее организации.