май 11, 2012
Губернатор края Александр Карлин ввел новый формат общения со СМИ – "Медиалог": еженедельно он будет встречаться с журналистами и в оперативном порядке отвечать на их вопросы, каждый журналист сможет задать один вопрос. При этом глава региона оставляет за собой право также задать один вопрос присутствующим. На первой встрече он прокомментировал несколько политических вопросов.
Конечно, сегодня мы очень внимательно отслеживаем, как будет сформировано правительство по персоналиям. Важно, как будут распределены полномочия, каким станет количество вице-премьеров, будет ли скорректировано число министерств и федеральных ведомств, как будет распределены полномочия. Для нас, высших должностных лиц субъектов РФ, это очень важно. Возможно, что и структура наших органов исполнительной власти будет подкорректирована. Это ни в коем случае не обезьянничество, мы и сегодня не копируем абсолютно зеркально структуру правительства. Мы формируем свою структуру, ориентируясь на потребности региона, но учитываем и структуру правительства, потому что очень важно, особенно там, где есть совмещение полномочий федерального центра и региональной власти, наладить деловое взаимодействие, взаимопонимание.
То, как персонально решатся вопросы в правительстве, – это, может быть, не определяющий фактор, но он значим. Многие вопросы ведь решаются не только по формальным регламентам, а зачастую – через личное общение. Важно, чтобы крупный федеральный руководитель был отзывчив на те трансляции, которые идут с мест. Я неоднократно говорил, что личные контакты с министрами, вице-премьерами, с премьер-министром очень значимы. Я надеюсь, что персональный состав правительства будем благоприятен для нас.
Напомним, что в начале 2010 года губернатор заявлял о намерении создать в крае правительство. Однако впоследствии структура исполнительных органов власти не изменилась.
И я тогда говорил, что это не панацея, что если мы поменяем табличку с надписью "начальник главного управления" на очень звучное "министр", то само по себе это не решит вопрос качества управления. Я не исключаю, что определенная часть моих подчиненных хотела бы таблички такие получить, но по возможности мало что меняя в содержании своей работы. Мне бы не хотелось идти на поводу у таких настроений. Но есть и еще одна причина. Она довольно банальна, но в условиях Алтайского края значима - мы не настолько богаты, чтобы быстро менять таблички. Переименование влечет бюджетные издержки. Есть регионы, где правительство полностью оформлено как коллегиальный орган управления. А есть регионы, где "как бы правительства", в них глава региона одновременно является и председателем правительства. Создание полноценного правительства предполагает большую нагрузку на бюджет. Потому что и глава региона, и правительство должны иметь свои аппараты, они должны четко поделить полномочия и т.д. Я не хотел бы говорить, что такая модель неэффективна, меня сдерживает ее затратность. Вопрос с повестки дня не снимается, но я считаю, что это не первоочередная тема. Для меня как первого лица и, думаю, для жителей края, для институтов гражданского общества то, как наименованы органы власти, – это вопрос второго плана. А первого плана вопрос – как эта власть работает и насколько она эффективна.
Считаю, это хорошо, что у нас этот процесс будет происходить в августе 2014 года. Мы будем к нему подходить спокойно, не впопыхах.
Федеральный закон принят, я его изучил. Я не хотел бы заниматься вопросами оценки. Я наверно в силу профессионального опыта считаю, что законы, особенно которые касаются той должности, которую я занимаю, не обсуждаются, а исполняются. Но свое слово еще должны сказать законодатели Алтайского края. В ближайшее время депутаты АКЗС рассмотрят соответствующий пакет поправок.
Что касается моего решения. Оно будет принято ни в коем случае не раньше того времени, когда оно должно быть принято, но и не позже того времени, когда правильный момент может быть упущен. Я не скрывал и не скрываю своего отношения к выработке решения о возможности баллотироваться на пост губернатора на следующий срок. Здесь будут внимательно изучены и проанализированы все-все-все обстоятельства. В том числе я абсолютно убежден в том, что эффективным на этой должности будет только тот руководитель, который получает поддержку федерального центра.
Учтены, повторяю, будут все обстоятельства – и внешние, и внутренние. Потому что это решение, который принимает конкретный живой человек со всеми присущими ему свойствами, чертами. Я не авантюрист по характеру и по жизни, чтобы заранее себя связывать какими-то обещаниями. Ситуация все время меняется, мы живем в бурном, меняющемся мире. В этой ситуации по меньшей мере несерьезно связывать себя какими-то обязательствами. Но я могу сегодня сказать, что, проработав без малого семь лет на посту главы администрации, а потом губернатора Алтайского края, я для себя достаточно четко представляю, что это за пост и какими качествами должен соответствовать кандидат. При этом я могу с достаточной степенью конкретности говорить о том, что я имею представление о должности губернатора именно Алтайского края. Ведь губернатор Алтайского края – это нечто иное, чем губернатор Красноярского или Забайкальского края. Формально это статусы равные. Но по характеру, сложности различающиеся. Я считаю, что очень важно нахождение некой связи. Духовное, душевное родство должно быть между губернатором и жителями региона.
Выборы глав муниципалитетов никто не отменял. Это выборные должностные лица. Просто есть разные модели выборов – прямые и этапные. Этот вопрос решен вариативно в законодательстве, которое и сегодня позволяет главу администрации избирать на прямых выборах. Поэтому решать, как глава администрации будет наделен полномочиями – путем прямых выборов или заключения с ним контракта, должны сами муниципалитеты. Я бы не хотел выписывать сейчас какие-то рецепты. Это может быть интерпретировано по-разному, в том числе и как заинтересованность региональной власти в той или иной модели. У меня складываются прекрасные отношения с главами администраций муниципалитетов, которые наделены полномочиями и по модели прямых выборов, и с теми, кто имеет гордое имя сити-менеджер. Вопрос не в порядке наделения полномочиями, а в компетенции, в качестве работы этого специалиста. Население дает оценку не процедуре наделения полномочиями, а тому, как человек работает. Мы часто процедуру ставим выше, чем содержательное решение вопроса.