Вместе со средним образованием 70% выпускников получают проблемы со здоровьем

май 13, 2012

– Здоровье учащихся находится на  критическом уровне, с каждым годом обучения оно ухудшается, а школа является одной из причин развития так называемых "школьных патологий", – так начал свое выступление на научно-практической конференции "Здоровое поколение XXIвека" года Геннадий Калачев, доктор медицинских наук, профессор Алтайской педагогической академии.

Геннадий Анатольевич  был одним из ведущих в нашей стране специалистов по здоровьесберегающим технологиям. Он считал, что образ жизни, главный фактор, обеспечивающий здоровье человека, формируется в детские годы. От этого зависит вся последующая жизнь человека: и его образование, и трудоспособность, и долголетие, и здоровье его детей.

К сожалению, школа оказалась местом, которое способствуют развитию некоторых заболеваний. Замкнутые пространства, снижение двигательной активности, психические нагрузки, статические позы, постоянное возрастание информационного поля, стрессы, перегрузки – все это факторы риска для учащихся. Медики выделяют группу "школьных патологий", которые особенно развиты в последние десятилетия: нарушение осанки, нарушение зрения, плоскостопие, заболевания органов дыхания и так далее.

Василий Лопуга, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, считает, что проблема выпускников средних школ, "если говорить о каком-то усредненном варианте", связана с тремя вещами:

– Группа перечисленных мною "школьных болезней" спровоцирована самой школой,  системой обучения, методиками, подходами, уровнем сложности –  проще говоря, той системой организации, которая существует на протяжении 11 лет, – говорит Василий Федорович. – Процесс накопления негативных факторов идет с первого по 11 класс, и в зависимости от устойчивости организма школьника начинает проявляться уже на уровне шестого – девятого классов или к моменту окончания. Но факт остается фактом: на выходе из школы, если усреднить данные из разных источников и округлить их в сторону увеличения, здоровыми из школы выходят 30–35% выпускников, некоторые мониторинговые данные дают еще меньшие числа: только 15% юношей, окончивших школу, готовы к службе в армии по состоянию здоровья. 

"Сейчас всем понятно, что проблему сохранения здоровья детей не в состоянии решить даже самая современная медицина, – заметил Геннадий Калачев. – Здоровье подрастающего поколения становится для системы образования заказом, который должен определять сущность педагогической деятельности".

С 1948 года Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье не как отсутствие болезней и дефектов, а как благополучие человека в трех ипостасях: физической, социальной и психической.

– Когда-то была актуальной поговорка: "Здоровый бедняк лучше больного короля", но сегодня ее интерпретация: "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным", – говорит Василий Лопуга.

Е. В.Ткаченко,
министр образования РФ 90-х годов:

И тут я впервые узнал, что для семи-восьмилетних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессовых нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете… За время обучения в школе в четыре-пять раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит, там не та педагогика. 

От чего зависит здоровье человека?

Формула экспертов Всемирной организации здравоохранения.

Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Уроки гармонии" - "Серебряный щит".