май 13, 2012
Незадолго до того, как покинуть Белый дом, Владимир Путин подписал распоряжение о покрытии операторами сотовой связи федеральных трасс к концу 2013 г. Отвечать перед правительством за это будет Минкомсвязи. Кроме того, Минтранс должен будет обеспечить строительство подъездных путей к новым вышкам, а Минэнерго с помощью ФСК и РЖД к ноябрю 2013 г. — обеспечить их электроэнергией. Часть затрат по обеспечению вышек электроэнергией и строительству подъездных дорог будут компенсированы из федерального бюджета — на это выделяется 2 млрд руб.
Такая схема уже использовалась при покрытии мобильной связью федеральной трассы "Амур" (Чита — Хабаровск). Впервые о необходимости ее покрытия сотовой связью в августе 2010 г. заговорил именно Путин. В результате в феврале 2011 г. "большая тройка" и Минкомсвязи договорились о том, что операторы вместе строят и используют инфраструктуру связи, а государство обеспечивает трассу электричеством и строит дороги к сотовым вышкам. В итоге операторы потратили на этот проект 2,4 млрд руб., энергетики — 2 млрд руб. (им эти затраты компенсировал бюджет), а еще 300 млн руб. государство потратило на строительство дорог. Осенью 2011 г. вся трасса была покрыта мобильной связью, после чего в Минкомсвязи начали обращаться губернаторы с просьбами обеспечить связью трассы и в их регионах, говорит источник в сотовой компании.
О том, что правительство готово выделить около 2 млрд руб. на покрытие трасс сигналом сотовой связи, говорил в апреле 2012 г. вице-премьер Владислав Сурков на совещании по системе "Глонасс", которую он курирует. Дело в том, что к 2015 г. во все новые отечественные автомобили планируется устанавливать систему "Эра Глонасс", которая будет использовать сотовую связь для передачи координат аварийного автомобиля службам спасения. Сейчас в Европе действует аналогичная система eCall, - .
"Вымпелком" в курсе планов правительства по покрытию федеральных трасс мобильной связью, говорит представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, сейчас "Вымпелком" вместе с другими операторами прорабатывает эту задачу, оценки затрат пока не готовы.
Покрытие федеральных трасс — социально-ориентированный проект, говорит она, и было бы разумным задействовать в нем средства фонда универсальной услуги, а также вовлечь в этот проект всех операторов, предоставляющих услуги мобильной связи на территории страны.
Телефонизация трасс для сотовых операторов является убыточной. Так, директор по развитию "Коминфо консалтинга" Евгений Соломатин оценивал срок окупаемости проекта по телефонизации "Амура" в 22 года, а для сотовых операторов любой проект со сроком окупаемости больше 10 лет убыточен, замечал он. По его мнению, было бы логично решать этот вопрос путем создания фондов, подобных действующему Фонду универсальной услуги (операторы отчисляют туда 1,2% выручки от оказания услуг связи), или финансировать такие проекты из этого фонда.
Если государство хочет, чтобы мобильная связь работала даже в районах, где она нерентабельна, то операторы вправе рассчитывать на компенсацию со стороны государства и логично использовать для этого Фонд универсальной услуги, говорил ранее топ-менеджер МТС.