Сельский педагог сделала из школы сад

май 17, 2012

– Коротоякская школа вообще уникальная. Прямо кладезь талантов! В прошлом году местная учительница немецкого языка стала лауреатом Титовских чтений, в этом – преподаватель по биологии, – восхищаются организаторы конкурса Ниной Селигеевой, учителем биологии и экологии Коротоякской школы, лауреатом Титовской премии-2012 за просветительскую деятельность.

Ее усилиями в селе заложены дендрарий и две экологические тропы. Есть участок с лекарственными растениями, огромный цветник, кактусарий и свой огород, на котором выращивают овощи для столовой. Кроме того, школа не первый год является базовым центром экологического образования и воспитания района. О ней наслышаны многие педагоги в крае.

– Когда в 1985 году я пришла на работу в эту школу, единственным цветком, который здесь рос, была фуксия, – вспоминает Нина Селигеева. – А я ведь экологом стала не случайно, у меня любовь к растениям с детства: мама была очень страстным цветоводом, и я – старшая из трех дочерей – переняла эту ее любовь. Помню, наш участок в Тальменском районе, где я родилась, всегда занимал первое место в конкурсе по цветоводству. Да и сейчас у меня дома настоящие джунгли: фиалки, монстера, гипиаструм, кактусы и многое другое. В зале почти никакой мебели нет, кроме дивана и телевизора, все пространство занимают цветы. И все это я, конечно, приношу в школу.

– Ну а просветительская наша работа началась спонтанно, – продолжает Нина Васильевна, – в 1989 году, как раз в самые непростые на моей памяти времена для страны. Комсомольские и пионерские организации разрушились, ребятишки остались ни у дел, разболтанными. Учитель стал восприниматься ими не как наставник, а просто как урокодатель. Я тогда стала директором школы и ночами не спала, думала: чем бы таким детей увлечь? Ну и остановилась в итоге на том, что ближе мне самой, – на занятиях с природой. Пришла с этой идеей к учителям: давайте займемся экологическим образованием и воспитанием? Меня поддержали.

Сегодня многие удивляются: как на болотистой местности, где стоит Коротоякская школа, удалось разбить такой шикарный сад. Нина Васильевна рассказывает, что первую партию зелени "натащила из дома", а чуть позднее привезла полный кузов саженцев из института садоводства Сибири им. Лисавенко.

– Потом, правда, импортные цветы погибли. Они, увы, больше двух лет не выдерживают на местной земле, не приживаются. Зато наши, российские, цветут и пахнут, – говорит педагог.

На ее уроках экологии дети проводят исследования: выясняют, от чего зависит количество лекарственных растений на разных полянах, сами составляют фитосборы. Несколько лет назад они по собственной инициативе соорудили экологическую горку, где теперь выращивают больше двух десятков видов лекарственных растений.

– Начали мы с того, что ввели экологические уроки во всех звеньях от начальных до выпускных классов, – рассказывает Нина Селигеева. – Вскоре подключились учителя-предметники. Теперь у нас математика, история, рисование, труды и другие предметы – с элементами экологии. Ну, а дальше больше. Классные руководители разделили территорию: биолог, не биолог, а занимаются. У каждого класса свои клумбы, свои участки. А как? Школа же – наш второй дом. И потом, когда ребенок поработает на своем участке, он никогда не станет вредить природе, вырывать растения с корнем.

Так что я в 59 лет со спокойной совестью ушла с поста директора и сейчас занимаюсь только любимым делом, а ребята мне с удовольствием помогают. Тем более я же богатая бабушка: у меня двенадцать внуков, старшие из которых ходят в нашу школу. Так что и с агитацией труда проблем не возникает.

Факт

Нина Селиге­ева вместе со своими учениками создала две экологические тропы: малую
(500 метров) и большую (5 км). Вокруг школы есть небольшой дендрарий, за каждым участком которого закреплен ответственный класс.