май 21, 2012
Подробности резонансного дела экс-директора алтайского филиала "Россельхозбанка" и руководства крупнейшего агрохолдинга края "Изумрудная страна" стали известны на прошлой неделе. По данным редакции газеты "Ваше дело", в ближайшее время Евгению Роговскому, которого подозревают в злоупотреблении полномочиями, предъявят обвинение и по статье "Мошенничество". По этим же статьям проходит и руководитель агрохолдинга Ольга Антипина, которая на момент сдачи этого номера в печать находилась под подпиской о невыезде. Однако не исключено, что мера пресечения г-же Антипиной будет изменена: арест не исключает даже ее адвокат.
Евгений Роговский и его заместитель Константин Гладышев были задержаны 11 мая. В управлении ФСБ пояснили, что в отношении руководителей возбуждено уголовное дело за злоупотребление полномочиями, и сделано это было по заявлению головного офиса "Россельхозбанка" и по оперативной информации. По данным "ВД", для расследования дела в Барнаул была прислана бригада следователей ФСБ из Москвы, Башкирии и других регионов страны — всего 10 человек.
В день задержания в 10 офисах "Изумрудной страны" проводились обыски, и вскоре на 48 часов была задержана Ольга Антипина — человек, который в структуре агрохолдинга считается главным. В дальнейшем ее отпустили под подписку о невыезде.
В то же время Евгений Роговский и Константин Гладышев, которые были уволены из банка, арестованы на 60 суток. Впрочем, как сообщил "ВД" адвокат г-на Роговского Андрей Лихторович, решение Октябрьского районного суда об избрании меры пресечения экс-директору филиала банка обжаловано. Кассационная жалоба будет рассмотрена коллегией судей по уголовным делам Алтайского краевого суда, видимо, на этой неделе.
Не новость, что обыски в "Изумрудной стране" и арест бывшего банкира — тесно связанные события. В пресс-службе банка в Москве свои претензии конкретизировали, заявив, что г-н Роговский превысил полномочия при кредитовании "Изумрудной страны". При этом источники "ВД" в правоохранительных органах сообщают, что на 1 мая просроченная задолженность предприятий холдинга по кредитам "Россельхозбанку" превышала 5 млрд. рублей при общей ссудной задолженности группы компаний этому банку в 20 млрд. рублей.
Управление ФСБ пока воздерживается от официальных комментариев. Однако те же источники в правоохранительных органах поясняют, что под подозрение следствия попали несколько эпизодов. Как предполагают следователи, предприятия, входящие в ассоциацию, предоставляли в банк недостоверные сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности — якобы они существенно завышали показатели. Кроме того, при оценке имущества предприятий, предоставляемого в качестве обеспечения по кредиту, стоимость объектов якобы завышалась в 3–27 раз. А погашение ранее взятых кредитов осуществлялось за счет получения новых по аналогичной схеме.
Следствие проверяет и предположение о нецелевом расходовании кредитов, полагая, что часть полученных средств была направлена не на производственные цели, а на покупку дорогостоящей недвижимости (коттеджей на Змеиногорском тракте) и автомобилей престижных марок ("Мерседес GL", "Ниссан Патрол", "Хаммер" и других) на общую сумму 1 млрд. рублей. При этом утверждается, что покупки оформлялись на близких родственников (в том числе родственников бывшего директора филиала банка) и аффилированные юридические лица.
Прогнозировать результаты рассмотрения дела пока трудно. Евгению Роговскому и другим подозреваемым планируют предъявить еще одну статью — "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". Очевидно, расследование завершится небыстро.
А пока, как утверждают правоохранительные органы, предприятия ассоциации испытывают серьезные проблемы. Так, открытый в прошлом году "Бийский сахарный завод", на модернизацию которого, как сообщали в администрации края, был затрачен 1 млрд. рублей, находится в предбанкротном состоянии. По данным "ВД", заявление о возбуждении дела о банкротстве действительно подано, но еще не рассматривалось. Впрочем, вице-губернатор Александр Лукьянов ситуацию на сахарном заводе охарактеризовал иначе: "Завод закрыт на реконструкцию".
По сведениям "ВД", первоначально озвученные планы холдинга срываются и в ряде других районов. Виталий Шумков, замглавы администрации Красногорского района, говорит, что "Изумрудная страна" обещала запустить маслосырозавод в начале апреля, но до сих пор этого не сделала. В Усть-Калманском районе, по данным райадминистрации, холдинг приобрел на торгах племзавод "Чарышский", но вскоре возникли проблемы с поставкой кормов и премиксов, надои в хозяйстве снизились.
В ряде районов на предприятиях "Изумрудной страны" задерживали зарплату. Тем не менее, по словам г-на Лукьянова, посевная на предприятиях ассоциации ведется на среднекраевом уровне. Источник "ВД" в "Изумрудной стране" пояснил, что большинство предприятий пока работает в обычном режиме. Это же подтвердил и губернатор Александр Карлин 17 мая на встрече с журналистами. Комментировать уголовное дело он не стал, сказав, что не знаком с фабулой. Как стало известно "ВД", следственные органы планируют в ближайшее время заморозить счета предприятий ассоциации.
А между тем Виктор Чумаков, адвокат г-жи Антипиной, говорит, что просроченная задолженность по кредитам предприятий "Изумрудной страны" составляет всего два-три месяца, и сроки действия кредитных договоров еще не истекли. "Даже эта просрочка по кредитам была искусственно создана самим банком, вернее, его отдельными должностными лицами, — говорит г-н Чумаков. — У нас сохранилась вся переписка с головным офисом "Россельхозбанка" в Москве. Из нее следует, что предприятиям "Изумрудной страны" была обещана пролонгация кредитов. Однако никакой пролонгации так и не последовало". В итоге производственные планы группы компаний были сорваны, возникли трудности с погашением.
"Если следовать логике отдельных должностных лиц ФСБ, то уголовные дела нужно возбуждать в отношении каждого лица, которое допустило просрочку, и в отношении каждого банкира, выдавшего кредит", — полагает г-н Чумаков. Заявления о завышении оценки залогового имущества в 3–27 раз он называет "фантазией следствия". "Залоговое имущество оценивала специализированная компания, которая как раз в банке и была аккредитована. Банк имеет целый отдел, занимающийся проверкой залогов и их оценкой, который дает свое заключение при выдаче кредитов. Неужели сейчас все они хором заявят о своей профессиональной несостоятельности?" — удивляется адвокат.
Андрей Лихторович, как и его коллега, полагает, что взаимоотношения банка и его клиента не относятся к сфере уголовного производства — это гражданско-правовые отношения. И если появилась просрочка, "Россельхозбанк" должен был обратиться в суд и добиваться взыскания задолженности. "Россельхозбанк", согласно его уставу, — это коммерческая организация. А коммерческая деятельность предусматривает риск. Поэтому предъявлять в качестве ущерба просроченную задолженность по кредитам неправомерно", — полагает г-н Лихторович.
Виктор Чумаков не исключает, что органы следствия выйдут в суд с ходатайством об избрании для Ольги Антипиной иной меры пресечения — содержание под стражей. "Но следователь обязан представить суду убедительные доказательства того, что обвиняемая может скрыться от предварительного расследования или иным способом помешать установлению истины по делу. Я так понимаю, что заключение Антипиной под стражу органы ФСБ поставили самоцелью. На мой взгляд, этим они пытаются оказать на нее давление и создать препятствия в отстаивании своей позиции по делу".
21 мая представители "Изумрудной страны" намерены провести пресс-конференцию.
Приезжаю домой — маски-шоу. "Что ищем, ребята?" — "Субсидии, — говорят, — ищем". — "И как они, по-вашему, выглядят?" Ничего путного объяснить не могут. Звонит начальник сельхозуправления: "Что у вас там?" "Субсидии, — говорю, — у меня ищут". Хохочет. А те приехали — джип на джипе, откуда у простых следаков деньги на такие машины? Мне говорят: ты получаешь субсидии и гасишь ими кредиты. Люди, вообще-то, хоть чуть представляют, что такое механизм получения кредитов? Тот же начальник управления: "Валентиновна, у тебя тут накопились 200 миллионов субсидий, получи". Говорю: "Да вы ж потом меня за них похороните. Ивановка меня научила. Если по ней тема не будет закрыта, я дарю эти субсидии".
Тут московская проверка была, куда ткнут пальцем — туда и поехали. Очень жестко были настроены ребята. Резюме — к вам претензий нет. Деньги из бизнеса не выводятся, никаких пирамид не выстраивается. Работайте спокойно.
Источник: очерк Анатолия Кирилина "Убывающая деревня", журнал "Сибирские огни", № 7 за 2011 год.
В августе 2011 года к пяти годам заключения был приговорен Николай Дьяченко, бывший глава местного филиала "Россельхозбанка". Он был признан виновным в злоупотреблении полномочиями, выразившимися в выдаче заведомо невозвратных кредитов агропредприятию "Маяк". Суд постановил, что г-н Дьяченко вместе со своим бывшим замом Ириной Елисеевой должен возместить банку ущерб, оцененный в 2,2 млрд. рублей. Подсудимые полностью признали свою вину.