Повышается ли престиж профессии предпринимателя?

май 29, 2012

В городах и районах края на прошлой неделе проходили праздничные мероприятия, посвященные Дню российского предпринимательства, который отмечается 26 мая. Предприниматели празднуют этот день по-разному: организуют концерты, ярмарки, пикники. При этом в каждом муниципалитете особенно отличившимся представителям бизнеса вручают почетные грамоты от администраций районов и краевого управления по предпринимательству. В связи с этим редакция газеты "Ваше дело" спросила своих респондентов: "Повышается ли престиж профессии предпринимателя?".

Виктор Беляев,
доктор экономических наук, завкафедрой экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ:

Могу судить об этом на уровне обыденного представления, поскольку с какими-то исследовании на этот счет я не знаком. Доверие к предпринимателям сегодня увеличивается. Можно назвать два фактора, которые этому способствуют: во-первых, сами предприниматели начинают повышать уровень ведения бизнеса, знаний, квалификацию. С другой стороны, класс предпринимателей растет, и потребители все чаще пересекаются с ним. Потребители в ходе такого взаимодействия убеждаются, что их далеко не всегда обманывают.

Но мне хотелось бы призвать бизнес к тому, чтобы он чаще вспоминал старинные русские пословицы. Одна из них звучит так: "Ремесло признается торжищем". Эта пословица датирована XVI–XVII веками. Она означает, что предприниматели должны понимать требования рынка, приспосабливать к нему свой продукт. И еще одна пословица, которая бытовала среди купцов позапрошлого века: "Для купца важна прибыль, но превыше прибыли честь". Поздравляю предпринимателей с праздником!

Лилия Толстова,
владелица мехового салона "Регина":

Мы каждый год в преддверии праздника говорим об этом, но каких-то значительных изменений лично я отметить не могу. В последнее время больше внимания стали уделять предпринимателям — это факт. И представители бизнеса, и чиновники прекрасно понимают, что им нужно работать совместно, но разговаривают они друг с другом на разных языках. Хотя все это не мешает постепенно развиваться предпринимателям. Несколько лет назад считалось, что если ты занимаешься предпринимательской деятельностью, значит, у тебя есть большие деньги. Сегодня отношение к этому меняется просто потому, что практически в каждой российской семье есть тот, кто занимается бизнесом. Не важно, дальний или близкий родственник, но такой человек есть, и в связи с этим люди стали немного понимать, какие усилия необходимо приложить, чтобы заработать этот рубль.

Наталья Бочарова,
директор фирмы "Феникс" (Смоленский район):

У нас в деревне по-разному относятся к предпринимателям. Иногда заходят к нам в магазин и говорят: "Спасибо". А от некоторых слышишь только претензии. Кто-то до сих пор считает, что предприниматели на них зарабатывают.

Виталий Черномор,
председатель совета директоров группы компаний "НОВАЭМ":

Я бы не назвал предпринимательство профессией. Это скорее мировоззрение. Конечно, ироническая и уничижительная окраска этого слова пока сохраняется. Но и в советское время много делалось для повышения престижа предпринимательства. Например, "Трое из Простоквашино" — очень хороший пример. Я говорю не столько о посылке с гуталином, сколько о развернутом героями мультика молочно-товарном производстве. Предпринимательская жилка есть в каждом. Просто надо почаще вспоминать об этом. Торговаться на рынке, разменивать квартиру — кто, занимаясь этим, не ищет выгоды для себя? Другое дело, что нельзя идти к этой выгоде по головам других. Станет это принципом для каждого бизнесмена — будут и престиж, и уважение. Зарабатывать деньги ради денег неинтересно. Деньги — это инструмент для реализации действительно интересных вещей. Для меня это — производство, новые заводы, новые продукты. Предприятие и предпринимательство — слова однокоренные.