июнь 1, 2012
26 мая в Шебалинском районе Республики Алтай, возле села Топучая, освятили крест, на месте которого поставят часовню и мемориал в честь памяти строителей Чуйского тракта. Дорогу, которую Шукшин сравнивал со следом от бича, хлестнувшего по горам, строили заключенные – в 1930-х годах неподалеку от Топучей был лагерь.
На Чуйском тракте на частные пожертвования построят памятную часовню в честь строителей-заключенных времен сталинских репрессий.
Олег Кожихов
…В день, когда ставился крест, погода напомнила о суровости того времени. Небо потемнело, пошел снег…
– Вдоль этой дороги в те годы были построены "командировки" седьмого отделения Сиблага, – рассказала Елена Грехова, директор Бийского музея Чуйского тракта. – Каждая представляла собой территорию, обозначенную на картосхемах того времени как "земля особого назначения". По периметру стояли вышки, территория была обнесена забором с колючей проволокой.
– Тысячи рабов Сиблага делали дорожную насыпь, по которой мы сейчас весело и легко катим в автобусах и автомобилях, – говорит священник Павел. – Многие из строителей здесь, надорвавшись, Богу душу отдали. На их могилах нет ни креста, ни памятника, потому что хоронили подчас прямо в насыпях, в ямах, в карьере.
Часовня и мемориал станут надгробиями над безымянными могилами; свидетельством, что мы, их потомки, помним их. Для людей, чьи деды и прадеды здесь лежат, часовня будет местом, куда можно принести цветы, помянуть своих.
Благочинный Георгий Балакин зачитал послание епископа Барнаульского и Алтайского Максима, в котором говорилось, что строительство является "в высшей степени богоугодным делом". После освящения креста жители и гости села заложили рядом с будущей часовней кедровую аллею.
С инициативой создания мемориала выступил Новосибирский клуб автолюбителей. Идею строительства одобрили и поддержали на сходе жители Топучей, и освящение креста стало одним из первых пунктов большой юбилейной программы "Новый век Чуйского тракта", разработанной сотрудниками компании "Круиз" из Новосибирска и Республики Алтай. Дело в том, что 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР признал Чуйский тракт дорогой государственного значения, и с тех пор началось его активное строительство – получается, что через десять лет тракту исполнится ровно век.
– За 10 лет планируется с помощью общественности и коммерческих структур поднять статус нашей знаменитой дороги, – говорит Олег Кожихов, директор ООО "Круиз".
Вот один из самых интересных пунктов в программе: уже в этом году правительство Республики Алтай планирует поставить памятник Кольке Снегиреву, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога".
5 000–6 000 человек числилось в "рабочей армии", в 1933–1934 годах строившей Чуйский тракт. За эти годы произведено свыше 2 500 тысяч кубометров земляных и скальных работ, 1 300 метров мостов, 330 км проезжей части (шоссе).
Закладка мемориала- одно из многих мероприятий в цепочке празднования 90-летия Чуйского тракта.
А началось все с 6-00 в центре Новосибирска, где в праздничной обстановке был дан старт автопробегу Новосибирск – Кош-Агач. В Черепаново, Тальменке, Бийске были организованы праздничные приемы автопробега, экскурсия в музее. На всем пути следования автопробег сопровождался нарядами ГИБДД. Активную поддержку в организации торжеств оказали Администрации Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. . Проект поддержан Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение".
Очень важно, чтобы мы помнили своих дедов, в тяжелейших условиях восстанавливающих и строящих Чуйский тракт. Но не менее важно отдать дань уважения и тем, кто и сегодня, в условиях, приближенных к экстремальным, изо дня в день трудится в обслуживании и благоустройстве данной дороги. Необходимо отметить коллективы ОАО "Сибмост", (генеральный спонсор проекта )президент Альберт Александрович Кошкин , ФГУ "Сибирь" - директор Тулеев Дмитрий Аманович, ФГУ "Алтай" - директор Долинский Ярослав Александрович, ДЭП-219 и ООО "Стройсервис", которые также оказали неоценимую помощь.
Еще одной серьезной задачей к столетнему юбилею является развитие инфраструктуры вокруг этой важной транспортной артерии.
Расскажу вам про край отдаленный,
Где дороги заносит пурга,
Где алтайские ветры бушуют
И шоферская жизнь нелегка.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Но один был отчаянный шофер,
Звали Колька его Снигирев.
Он машину, трехтонную АМО,
Как родную сестренку, любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМЕ своей изучил.
На "Форду" там работала Рая,
Очень строгая Рая была.
Улыбнулася Коле с улыбкой
И рукой по "Форду" провела.
"Слушай, Коля, скажу не на шутку,
Слушай, Коля, скажу не тая,
Если АМО "Форда" перегонит,
Значит, Раечка будет твоя".
Из далекой поездки из Бийска
Возвращался наш Коля домой,
"Форд" зеленый с веселою Раей
Мимо Коли промчался стрелой.
И забилося Колино сердце,
Вспомнил Коля былой разговор.
Он погнал свою машину быстрее,
И запел свою песню мотор.
В повороте машины сравнялись,
Коля Раи лицо увидал.
Повернулся и крикнул ей "Рая-я"
И на миг позабыл про штурвал.
И большая трехтонная АМО,
Вдруг с обрыва сорвалась она,
И в брегах серебристого Чуя
Вниз кабиною скрылась она.
И с тех пор по алтайской дороге
"Форд" зеленый стрелой не летит.
Едет Рая, как будто устала,
И штурвал под рукою дрожит.
P.S.Генеральным спонсором празднования юбилея тракта стала компания "Сибмост". Часовню будут строить на частные пожертвования. Сбор осуществляется через общественную организацию "Монолит".