Прощание с губернатором

август 13, 2005

Во вторник жители края прощались с Михаилом Евдокимовым. В Барнауле гроб в траурном убранстве стоял во Дворце зрелищ и спорта. Рядом сидела дочь, другие родственники. Невозможно представить, как тяжело было Галине Евдокимовой. Красивая деликатная женщина, которую друзья губернатора называли его талисманом, лежала в этот момент прикованная к больничной кровати. В одном из интервью губернатор назвал супругу декабристкой. А теперь он уходил навсегда, и она даже не могла проводить любимого человека…

Уже с раннего утра к дворцу стали приходить люди, желающие проститься с Михаилом Сергеевичем. В почётном карауле сменяли друг друга VIP-персоны. В 10.10 в караул встал Василий Борматов, бывший зам и закадычный друг Михаила Сергеевича, на которого ранимый губернатор был в обиде. Но другие близкие друзья надеялись, что они всё равно рано или поздно помирятся. Казалось, так много ещё впереди… Очень долго простоял у гроба крестник Евдокимова, глава Республики Алтай Михаил Лапшин. Душевного губернатора нашего края в Горном Алтае любили, и сам он очень любил эти места. По словам одного из друзей, Евдокимов мог разрыдаться, оказавшись на какой-нибудь поляне, просто от красоты. Друзья вспоминают его как очень эмоционального, впечатлительного человека.

Многие люди любили Михаила Сергеевича за широту и размах души. На своей родине, в селе Верх-Обском, он устраивал праздники и фейерверки, за свой счёт помогал решать многие проблемы. В Барнауле хотел построить ледовый дворец. Мечтал и жил с купеческим размахом. Он и ездить не любил медленно, был опытным, но отчаянным автомобилистом. Говорят, кто впервые садился с ним в машину, замирал от страха. О любви Евдокимова к быстрой езде не понаслышке знают многие барнаульцы, которых на высокой скорости обгонял губернаторский кортеж – хоть по городу, хоть на трассе.

Один из знакомых личного водителя губернатора, 54-летнего Ивана Зуева, вспомнил последний разговор с ним на футболе: "Я его спрашиваю: как тебе, Иваныч, "Мерседес"? Тот отвечает: "Хорошая машина, очень хорошо дорогу держит". И добавил, что меньше 150 км в час с губернатором он обычно не ездит".

На момент сдачи номера в печать причины гибели губернатора официально объявлены не были. Расследованием занимается генеральная прокуратура. Хотя представители Зонального ГИБДД в первых же сообщениях объявили, что речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения водителем Евдокимова (обгон в неположенном месте, превышение скорости), в крае вовсю бурлят слухи о том, что гибель губернатора не была простой случайностью, и выдвигаются самые разные версии.

Много говорят о загадочной встречной машине. По официальной информации, в Новосибирске 7 августа искали машину с алтайскими номерами.

Говорят о том, что подушки безопасности взорвались не случайно. Говорят, что движение машины Евдокимова тщательно отслеживалось. Многие полагают, что "Мишу ухлопали". Говорят, что один из охранников губернатора поделился с друзьями, что на губернатора объявлена охота.

Страсти обострило заявление вице-губернатора Михаила Козлова о том, что за несколько дней до трагедии у Евдокимова "немотивированно" были отозваны машины сопровождения ГИБДД, которые как раз и должны расчищать трассу перед автомобилем губернатора и исключать возможность дорожно-транспортных происшествий. Говорят,, сам Михаил Сергеевич очень нервничал по этому поводу. Предчувствие?

В беседе с корреспондентом "Коммерсанта" Михаил Козлов добавил: "Владимир Вальков (глава краевого УВД. - ) запретил экипажам ГАИ сопровождать машину губернатора. Тогда он сказал, что это его личное решение и он готов нести за него ответственность. Сейчас он ничего не говорит, только объяснительные пишет".

На просьбу корреспондента "МЭ" прокомментировать эту ситуацию в пресс-центре краевого УВД ответили: "Наше начальство ничего комментировать не будет. Это официальная позиция".

Чиновники Главного управления МВД Сибирского федерального округа после трагедии официально заявили, что машинами сопровождения ГАИ губернаторы не обеспечиваются. И что решение о сопровождении принимается только в отдельных случаях. Хотя многие губернаторы ездят с машинами сопровождения.

По одной из версий, высказываемых центральными СМИ, тот же Вальков затаил на губернатора личную обиду, когда тот то ли не поддержал его в Москве, то ли отказал в каких-то деньгах. Но это лишь версии.

На пресс-конференции 9 августа заместитель Генерального прокурора России Шашков сказал, что следствие продолжается, что, кроме свидетельств водителя "Тойоты", есть ещё показания свидетеля, который ехал следом за "Мерседесом". И тот, и другой водители утверждают, что у "Тойоты" были включены поворотники и что встречной машины (в первых сообщениях СМИ об этом было напущено много тумана) не было.

На вопрос о правомерности снятия машин сопровождения Шашков ответил, что эти обстоятельства выясняются. Также устанавливается вопрос, почему с трассы слетела более тяжёлая машина.

В самые первые минуты прощания одна из бабушек громко заголосила на весь Дворец спорта: "Кого угробили, ироды…" В огромной очереди люди вовсю обсуждали версии гибели Михаила Евдокимова. Многие не верили в простое ДТП. Как когда-то не верили в ДТП, случившееся с мэром Барнаула Владимиром Бавариным. Вспоминали о конфликте губернатора с краевой политической элитой. "Все знают, что Михаилу Евдокимову была объявлена война, - считает член комитета по безо­пасности Госдумы Геннадий Гудков,- потому население, которое любит Евдокимова, будет искать политическую подоплеку и выдвигать тысячу версий". Так оно и происходило.

"Как-то всё это странно, - размышлял один из мужчин в очереди. - Многим он дорожку перешёл. Не получилось интригами, решили замочить. Много тумана в этом деле. Сначала говорили о встречной машине, потом вдруг её не стало. А может, там вообще где-нибудь снайпер сидел? Пульнул по колесу, и шито-крыто…"

Кстати, по мнению некоторых специалистов-спецназовцев, такой вариант не исключён.

В очереди ко Дворцу спорта люди стояли по два часа и больше. За это время можно было многое обсудить. Говорили, к примеру, и о гадалке, которая за три месяца якобы предсказала трагедию, но губернатор к предупреждению отнесся несерьёзно, отшутился.

Ближе к 16 часам во Дворец спорта приехал президент Владимир Путин. Он возложил к гробу губернатора букет красных гвоздик, молча постоял и прошёл к родственникам, чтобы выразить им соболезнования. А вечером гроб с телом Михаила Евдокимова повезли в Верх-Обское. На этот раз ехали очень-очень медленно…