июнь 5, 2012
Член Совета Федерации от Алтайского края Сергей Белоусов в середине мая возглавил постоянную комиссию по природопользованию, экологии и агропромышленной политике Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭс. Он рассказал читателям газеты "Ваше дело" о том, какие законодательные проекты уже подготовлены комиссией для регулирования правовых отношений между странами — участницами ЕврАзЭС.
В ходе углубления законодательной базы, обеспечивающей международные интеграционные процессы, интересы нашего края должны быть учтены в максимальном объеме. Это необходимо, поскольку Казахстан — не только наш друг, сосед, экономический партнер, но также и наш конкурент в вопросах производства продукции сельского хозяйства. На первом заседании комиссии, которая проходила под моим председательством, были подняты вопросы, имеющие непосредственное отношение к нашему краю и Казахстану.
Во-первых, был рассмотрен типовой проект законодательного акта "О сельскохозяйственной кооперации". Это именно то направление, которое в наших отношениях с Казахстаном имеет реальные перспективы. Но для дальнейшего развития необходимо наличие благоприятной законодательной основы. Наиболее полно освещает вопросы регулирования сельхозкооперации закон Российской Федерации. В свою очередь, в Казахстане закон определяет правовое положение сельскохозяйственных потребительских кооперативов, не затрагивая иные формы сельхозкооперации, такие как сельскохозяйственные производственные кооперативы. А вот Республика Беларусь, Таджикистан и Киргизстан закона о сельхозкооперации вовсе не имеют. Разработанный нашей комиссией типовой проект будет направлен для согласования в парламенты государств Сообщества. В этом заключается гармонизация (сближение, унификация) законодательств государств.
Еще один из важных вопросов, который мы рассматривали, — разработка типового проекта законодательного акта "Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер". Необходимость в нем назрела, а в дальнейшем благодаря углублению интеграции между странами его актуальность будет только возрастать. Известно, что в мире насчитывается более 250 речных бассейнов, которые находятся в общем пользовании двух или нескольких государств. От экологического состояния этих рек зависят жизненные интересы 40% населения мира, которое проживает в их границах. Так, в Европе и Северной Америке по состоянию на середину 1990-х годов действовало около 150 двух- и многосторонних соглашений об охране и использовании трансграничных водотоков. Примером, достойным изучения, является международное сотрудничество в бассейнах рек Дуная и Рейна.
Для нас очевидно, что для решения вопросов, связанных с деградацией экосистем водотоков и международных озер, необходимо создание или укрепление международно-правовой и институциональной базы, способной обеспечить противодействие экологической угрозе. На основе проведенного сравнительно-правового анализа положений национальных законодательств государств — членов ЕврАзЭС комиссией был разработан типовой проект законодательного акта, который устанавливает основные направления госполитики в области охраны и использования трансграничных водотоков и международных озер с общепризнанными международными принципами и нормами. Мы направили этот документ для согласования в парламенты государств Сообщества.
Третий важный документ затрагивает "экологический вопрос". Речь идет о типовом проекте законодательного акта "Об охране атмосферного воздуха". Понятно, что воздух является одним из важнейших компонентов природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Поэтому назрела необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу охраны атмосферного воздуха от разнообразных вредных химических и иных воздействий.
В отличие от других компонентов природной среды (земля, недра, воды, растительный и животный мир), являющихся одновременно и объектами природно-ресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект воздействия, а не как объект использования. Трансграничный характер перемещения воздуха и загрязняющих его веществ во многом предопределяет необходимость гармонизации соответствующего законодательства государств — членов ЕврАзЭС. Нашей комиссией подготовлен типовой проект, который является основой для разработки актов национального законодательства в государствах — членах ЕврАзЭС.
Проект этот немаленький. Он состоит из шести глав и включает в себя как "Общие положения", где даны определения основных терминов, так и "Экономический механизм охраны атмосферного воздуха", где раскрыты такие понятия, как планирование в области охраны, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и экономическое стимулирование в области охраны атмосферного воздуха. Также документом определены нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы выбросов загрязняющих веществ. Установлены обязанности граждан и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также требования в области охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности.