июнь 11, 2012
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Одним из главных информационных событий прошедшей недели стало . По содержанию эта передача оказалась знаковой, поскольку бывший президент четко и недвусмысленно обозначил курс на обновление партии, которую недавно сам возглавил, а также на омоложение исполнительной власти. Модернизация началась с резко помолодевшего правительства. Возможно, она будет продолжена на всех уровнях и во многих других кабинетах.
Не исключаю, что Дмитрий Медведев в этой программе старался всего лишь поддерживать имидж реформатора, несколько лет назад первым заговорившего о модернизации. Но факт остается фактом: Владимир Познер искренне и с первых минут беседы заявил, что его чрезвычайно удивили три момента. Первый — что Медведев придет. Второй — что придет именно на прямой эфир. И третий — что с Познера никто не потребовал заранее предоставить вопросы. Отмечу сразу: повторение подобного интервью с большим чиновником в Алтайском крае сегодня практически невозможно. Вопросы требуют предварительно и даже пытаются в них вмешиваться. Хотя премьер-министр личным примером показал, что режим общения со СМИ необходимо менять.
Медведеву — 46 лет. Во время беседы с Познером он признался, что в свое время недооценивал работу чиновника: "У меня тоже были иллюзии, когда я приходил на государственную службу. Я был успешный молодой человек, мне было 34 года. Мне казалось, что если я успешен, например, в бизнесе, если я способен руководить даже советами директоров, то уж с каким-нибудь аппаратом правительства я справлюсь. Ничего подобного! Совсем другой жанр!"
Любопытно, что, комментируя новый состав правительства, премьер-министр никак не отметил, что большинство его подчиненных являются его же ровесниками. Средний возраст всех вице-премьеров — 47 лет. Самому старшему из них, опытному Дмитрию Козаку, — 53 года. Самому молодому, Аркадию Дворковичу, недавно исполнилось 40 лет.
Аналогичной выглядит ситуация и с министрами. Здесь средний возраст новоназначенных обладателей портфелей составляет 46 лет (прямое совпадение с возрастом Медведева!). Аксакалом среди них является Виктор Ишаев. Министру по развитию Дальнего Востока пошел 65-й год. Большинству же министров — всего лишь 40–45 лет. И, конечно же, на общем фоне выделяется министр связи Николай Никифоров, которому в конце июня стукнет 30. При этом не скажешь, что за его плечами нет никакого опыта. Никифоров в 23 года стал советником премьер-министра Татарстана по информационным технологиям. А еще через год ему поручили возглавить Центр IT-технологий республики. Как тут не вспомнить фразу премьера: "Мне за последнее время надоели министры, которые спят на заседаниях".
Можно до бесконечности спорить, что важнее при назначении человека на ответственную должность — молодость или опыт. Однозначно ответить на него нельзя, все зависит от каждой конкретной личности. Но факты упрямо говорят о том, что на уровне регионов обновление исполнительной и законодательной ветвей власти идет медленно, по инерции, встречая нормальное человеческое сопротивление. Кто ж захочет уходить просто так?
Средний возраст вице-губернаторов Алтайского края — 53 года. Трое из них уже перешли за отметку "60" (Юрий Денисов, Яков Ишутин, Виталий Ряполов), а еще двое (Михаил Щетинин и Борис Ларин) неумолимо приближаются к этой круглой дате. В число молодых вице-губернаторов попадают Даниил Бессарабов и Владимир Притупов. Но опять же относительно. К примеру, незаменимый Притупов работает в этой должности пять лет.
Средний возраст начальников краевых управлений — 51 год с хвостиком. Справедливо будет сказать, что в их числе за последнее время появилось множество новых и молодых руководителей — Виталий Дешевых, Юрий Захаров, Сергей Родт и пр. Однако и ветеранов важной государственной службы в данной группе предостаточно (Николай Целищев, Виктор Мещеряков, Александр Мишустин и другие). Кадровое обновление с течением времени здесь неизбежно. Чтобы никто не уснул на заседании.