Валютная динамика ненадолго притормозила спрос на турпутевки

июнь 12, 2012

Рынок турпутевок на отдых за границей первым отреагировал на резкое ослабление курса рубля в начале июня. По оценкам газеты "Ведомости", зарубежные туры за две недели роста доллара и евро стали дороже в среднем на 5–20%. Барнаульские турагенты подтверждают, что путевки подорожали и это заставило некоторых клиентов взять паузу. Однако негативных последствий участники рынка не ждут: курс рубля постепенно восстанавливается, а клиенты возвращаются. Впрочем, на дешевые путевки алтайским туристам в этом сезоне рассчитывать не приходится.


Анна Зайкова

Сама стоимость путевок в последние дни не изменилась. Рост произошел за счет резкого подорожания по отношению к рублю доллара и евро — именно в этих валютах формируются туры по зарубежным направлениям. С конца апреля доллар вырос на 13%, евро — на 7%.

В барнаульских турагентствах отмечают, что в связи с этим туристы не отказались от отпусков, но многие решили на время отложить покупку путевок. "За период валютных колебаний несколько заявок у нас "подвисли": некоторые клиенты решили дождаться стабилизации рубля, — сообщила Елена Чупина, директор турагентства "Скайвэй". — Наш регион не самый богатый. Поэтому для его жителей внезапное подорожание путевки за 60 тыс. рублей на 4–5 тыс. рублей уже существенно".

Оксана Васильева, директор агентства "Горячие туры", вообще не видит в таких скачках ничего экстраординарного: за последние три года курс доллара менялся не раз. А Ольга Ришко, директор турфирмы "Глэм-тур", не заметила ни существенного повышения цен на путевки, ни уменьшения спроса на них в нынешний период падения рубля.

"Рост цен был, может, процентов на пять, и менее востребованными туры не стали: в Барнауле как продавали, так и продаем, — рассказала она. — Клиенты, которые вносили предоплату за туры несколько дней назад, наоборот, сегодня радуются, когда видят, что их путевки стали дешевле. Ведь в последние несколько дней рубль ежедневно укрепляется на 30–70 копеек. И, я думаю, эта тенденция сохранится".

Впрочем, Татьяна Пономарева, директор туристической компании "Семь чудес света", считает, что на сверхдешевые путевки в любом случае рассчитывать не приходится. "Сейчас самые горячие для туроператоров месяцы, сезон отпусков. Так что туры дешевыми не станут даже при стабильном рубле", — говорит она.

Горящих путевок в этом году стало гораздо меньше, единодушны турагенты. Причина в том, что туроператоры отказались от демпинга и стали рассчитывать количество продаваемых мест в самолетах исходя из предполагаемого числа покупателей. Тем самым резко снизилась вероятность того, что в самолетах за неделю до вылета останутся свободные места, которые потом нужно будет продавать как горящие туры.

"Туроператорам горящие путевки невыгодны. Поэтому сегодня их маркетинговые отделы действительно стремятся просчитывать количество мест в самолете так, чтобы все они были раскуплены в срок", — подтвердила Наталья Гребенникова, директор турагентства "Система".

Поэтому сегодня клиентам турфирм не удастся серьезно сэкономить на отпуске за рубежом, даже если рубль продолжит укрепляться. По словам турагентов, единственный способ сэкономить — оформить раннее бронирование. "Когда клиент планирует отпуск за две недели до вылета, а на самолете осталось 15 свободных мест из 200, цена тура, конечно же, будет выше, чем если бы клиент позаботился об этом заранее, — говорит Ольга Ришко. — Например, в апреле стоимость хорошего отеля при покупке путевки в Испанию или Болгарию на июль была на 30% ниже, чем сегодня".

Пострадали Китай и Куба

Долларовые туристические направления понесли больше потерь от валютного скачка, чем еврозона, отмечает официальная электронная газета Российского союза тур­индустрии RATA-news. Причина в том, что по отношению к доллару рубль упал сильнее. По этой причине в минусе сегодня многие популярные долларовые направления как дальние, например, страны Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, так и ближние, включая Турцию. По словам генерального директора компании "Ванд Интернешнл Тур" Татьяны Ванд, есть снижение спроса на Доминикану, Кубу и Китай. "При стоимости путевки $ 2,5 тыс. любое повышение курса доллара выглядит весьма существенным. Грецию даже стали больше покупать, чем Турцию. Естественно, я не сравниваю объемы продаж, а отмечаю лишь растущий интерес к стране", — заметила она.