июнь 15, 2012
15 июня 2012 года вступил в силу приказ Минприроды об утверждении новых Правил охоты. Документ "принимали" 2 года, в течение которых даже штраф нарушителям выписать было затруднительно – как сослаться на нарушение Правил, если они не утверждены?
Архар на месте катастрофы Ми-171 в горах Алтая.
Однако новыми Правилами фактически легализуется браконьерская охота с применением любых механических транспортных средств (автомашины, мотоциклы, снегоходы, квадроциклы) и вертолетов, что приведет к резкому росту браконьерства, в первую очередь, в отношении редких и исчезающих видов животных, например, тигра, алтайского горного барана, снежного барса.
Согласно пункту 53.1 Правил, "при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных".
"То есть стрелять с механических транспортных средств и воздушных судов нельзя, а преследовать и выслеживать добычу на них – теперь можно, – говорит Михаил Крейндлин, руководитель программы по ООПТ Гринпис России. – А ведь и вертолеты, и машины могут использоваться не только для доставки охотников или загона животных на стрелков. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-ые годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных, – гон стада мотоциклистами. И никто ни в кого не стрелял. Использование вертолетов для преследования горных копытных в условиях пересеченной местности тоже часто приводит к их гибели – в попытке спастись животные падают со скал".
В Уголовном кодексе РФ сказано, что любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Связано это с тем, что доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно. Поэтому в большинстве своем действия нарушителей квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов. Теперь же получается, что новые правила охоты помогут браконьерам уйти от ответственности, используя противоречия в законодательстве.
Вспомним охоту на архаров в Республике Алтай в 2009 году, когда в результате аварии вертолета при проведении охоты погибли высокопоставленные чиновники, и недавний случай отстрела лося в Алтайском крае. Каждый раз факты "элитного" браконьерства вызывают широкий общественный резонанс. С 15 июня чиновникам и бизнесменам и вовсе не запрещено охотиться "с размахом", и это неминуемо приведет к росту социальной напряженности и к недовольству действиями властей.
Кто стоит за этими безумными поправками в Правила охоты? В первой редакции Правил, утвержденных Минприроды России в 2010 году, было запрещено "использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности".
Однако в течение полутора лет эти Правила не вступали в силу, и вопрос был решен правительством только после того, как разрешили выслеживать и преследовать добычу с применением механических транспортных средств и воздушных судов. Соответствующее постановление правительства России № 395 было подписано 26 апреля 2012, а приказ Минприроды о внесения изменений в Правила охоты России был издан 10 апреля 2012 года.
Создается впечатление, что указанный пункт сознательно пролоббирован высшими государственными чиновниками или кем-то ещё, кто способен влиять на решения правительства. По данным СМИ, это мнение разделяют даже сами сотрудники Минприроды, сообщается на сайте .