июнь 18, 2012
Гринпис, WWF и IFAW потребовали от Министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского запретить охоту с применением воздушных судов и автотранспорта.
Архар, найденный на месте крушения вертолета Ми-8 в горах Алтая. Январь, 2009г.
Как уже сообщал altapress.ru, 15 июня вступил в силу приказ Минприроды об утверждении новых Правил охоты.
Новыми правилами фактически легализуется браконьерская охота с применением любых механических транспортных средств (автомашины, мотоциклы, снегоходы, квадроциклы) и вертолетов, что приведет к резкому росту браконьерства, в первую очередь, в отношении редких и исчезающих видов животных, например, тигра, алтайского горного барана, снежного барса.
Предлагаем ознакомиться с мнениями сотрудников Гринпис и Всемирного фонда дикой природы (WWF России) по поводу новых правил.
Согласно пункту 53.1 Правил,"при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных".
То есть стрелять с механических транспортных средств и воздушных судов нельзя, а преследовать и выслеживать добычу на них - теперь можно. А ведь и вертолеты, и машины могут использоваться не только для доставки охотников или загона животных на стрелков. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-е годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных – гон стада мотоциклистами. И никто ни в кого не стрелял. Использование вертолетов для преследования горных копытных в условиях пересеченной местности тоже часто приводит к их гибели – в попытке спастись животные падают со скал.
Новые Правила охоты противоречат Уголовному кодексу РФ, в соответствии с ч.1 ст. 258 которого охота признается незаконной, если она совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.
Таким образом, в настоящее время в российском законодательстве любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Теперь же получается, что новые правила охоты помогут браконьерам уйти от ответственности, используя противоречия в законодательстве.
В Уголовном кодексе РФ сказано, что любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Связано это с тем, что доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно. Поэтому в большинстве своем действия нарушителей квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов. Теперь же получается, что новые правила охоты помогут браконьерам уйти от ответственности, используя противоречия в законодательстве.
В первой редакции Правил, утвержденных Минприроды России в 2010 году, было запрещено "использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности".
Однако в течение полутора лет эти правила не вступали в силу, и вопрос был решен правительством только после того, как разрешили выслеживать и преследовать добычу с применением механических транспортных средств и воздушных судов. Соответствующее постановление правительства России № 395 было подписано 26 апреля 2012, а приказ Минприроды о внесения изменений в Правила охоты России был издан 10 апреля 2012 года, сообщается на сайте .