июнь 21, 2012
Авария на М-52 всколыхнула барнаульский рынок такси; рано или поздно это должно было случиться. События, произошедшие после ДТП с семью жертвами, наглядно показали, что по многим параметрам этот рынок застыл в девяностых.
Удивительно, но оказалось, что таксистов в последние годы никто не проверял: ни ГИБДД, ни краевое управление по транспорту. Похоже, от результатов первых после аварии рейдов сами проверяющие пришли в ужас. Нарушения нашли на любой вкус: от фактического отсутствия технического и медицинского осмотров до колоды штрафов у водителей.
С другой стороны, от нынешних проверок мне как потребителю тоже не по себе. Потому что в нашей стране попытки борьбы с плохо регулируемыми секторами экономики редко заканчиваются чем-то хорошим. Вспомните прошлое вмешательство в рынок такси, когда в январе вступил в силу профильный закон. На бумаге проект выглядел красиво: он должен был сделать рынок таксомоторных перевозок более цивилизованным, понятным и прозрачным для потребителя. Ну и что из этого вышло? Сервис прежний, тарифы примерно на 30% выше, вызвать машину стало сложнее.
Так что в эффективность нынешних облав верится слабо. Да и разумно ли объявить войну пусть небольшому, но сектору экономики края, который платит какие-никакие налоги и дает какие-никакие рабочие места?
Вообще в регулировании таких рынков есть два пути. Можно репрессиями убивать фирмы, которые неспособны функционировать по предложенным правилам. А можно менять условия деятельности в плохо учтенном секторе экономики таким образом, чтобы люди согласились показать свою деятельность государству, перестали массово бегать от его опеки и контроля. Сейчас в крае, по всей видимости, будет создан отдельный надзорный орган по контролю за работой такси. Посмотрим, по какому пути он пойдет.