июнь 26, 2012
Навигационный период на Оби может завершиться 26 июня. Судоходство на реке будет остановлено по причине маловодья. Одним из главных факторов этого является снижение уровня сброса воды в Новосибирском водохранилище. Сейчас он в три раза меньше по сравнению со среднегодовым уровнем сброса 3,3 тыс. куб. метров в секунду. Если 26 июня будет принято решение о снижении уровня до 950 куб. метров в секунду, то для большинства судов работа на реке будет небезопасной и нерентабельной. В связи с этим в непростой экономической ситуации окажется вся алтайская часть речного флота, который и так нуждается в финансовой поддержке. Специалисты отмечают, что в следующем году ситуация может стать еще проблематичнее.
В 2012 году из краевого бюджета на развитие речной отрасли планируется выделить 7,5 млн. рублей.
Олег Богданов
В Алтайском крае и Новосибирской области по итогам мая выпало не более половины традиционной ежемесячной нормы осадков. Как сообщил "Интерфаксу" Николай Вирхобский, начальник "Новосибирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", начавшиеся дожди пока не могут исправить ситуацию. "Июнь будет дефицитным по осадкам, и если этот прогноз подтвердится, то нас ожидает, в общем-то, засуха", — сказал Вирхобский.
Данную причину маловодья Оби "ВД" подтвердили и в Институте водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул). "Воды мало в реке, а соответственно, ее не хватает и в Новосибирском водохранилище, — объясняет Александр Зиновьев, кандидат физико-математических наук, завлабораторией гидрологии и геоинформатики ИВЭП. — Мы надеялись пару недель назад, что вода поднимется до необходимого уровня, но недавно он вновь начал снижаться, а затем опять расти".
Маловодье прослеживается и в Верхней, и в Нижней Оби. По мнению специалистов, ситуация после водохранилища острее, чем в районе Барнаула. Судоходство на реке могло быть остановлено еще 18 июня. Именно в этот день должны были объявить решение по уменьшению сброса воды из водохранилища. На совещании в Верхне-Обском бассейновом управлении водных путей и судоходства решили сохранить сбросы на нынешнем уровне до 26 июня. "Водохранилище постепенно наполняется, за прошедшие 10 дней уровень поднялся на 3 см", — сообщил Юрий Хохлов, заместитель руководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.
Ситуация обостряется в связи с тем, что от уровня воды в водохранилище зависит не только судоходство, но и работа коммунальных предприятий Бердска и Новосибирска. Как сообщил Василий Борисенко, и.о. руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления, до осени будут приняты все меры для обеспечения безаварийной работы "Горводоканала", комбината бытовых услуг Бердска и водозаборов ТЭЦ, чтобы зимой не сорвать отопительный сезон. Эксперты утверждают, что при заполнении водохранилища до необходимых объемов уровень воды в Верхней Оби снизится.
Прекращение судоходства грозит большими убытками таким перевозчикам, как "Томская судоходная компания", "Алтайречфлот" и "Новосибирский речной порт". Они обеспечивают 90% грузоперевозок по реке. "Ситуация для судоходных компаний очень тяжелая. Если сброс будет снижен, то с июня им придется ставить все экипажи на прикол, а людей отправлять в отпуска. Работать будет нерентабельно", — сказал г-н Хохлов. Он также сообщил, что с начала навигации отправлено 1,585 млн. тонн грузов — это 57% к уровню прошлого года.
По мнению Владимира Потапова, главного инженера Барнаульского района Обского государственного управления водных путей и судоходства, проблемы на реке есть, но они не так серьезны, как в Новосибирске. "Мы такого уровня воды в реке ждали только к 2018 году, но погода изменила все прогнозы, — говорит Потапов. — На некоторых участках Оби в нашем районе уже возникают проблемы с проходимостью плавучих средств больших габаритов".
Стоит отметить, что в прошлом году углубительные работы каналов барнаульских водозаборов были проведены уже в августе, а не в октябре, как обычно. Это говорит о том, что низкий уровень воды в Оби наблюдается не первый год.
"Маловодье в этом году повлияет как на грузовые, так и на пассажирские перевозки, — утверждает Потапов. — На реке есть проблемы по таким направлениям, как Барнаул – Бобровка – Рассказиха. Ну а про Бийск я и не говорю, барнаульский транспорт в ту сторону уже несколько лет не ходит".
Никакого маловодья я на реке не вижу! У нас по всем направлениям работают теплоходы, и проблем нет.
С грузоперевозками ситуация обстоит иначе. "Бийский речной порт", который хоть и расположен на Бии, тоже страдает от маловодья. Александр Франк, директор компании, сообщил о том, что уже сегодня не может зайти в Быстрый Исток. "Обь берет начало в Бии и Катуни, поэтому мы первыми ощутили все проблемы, — говорит Франк. — Сегодня у меня работают плавучий кран и два грузовых корабля. По причине низкого уровня воды мы недогружаем 35 см, а это 280 тонн. За четыре месяца навигации мы можем потерять около 30 тыс. тонн груза из-за низкого уровня воды в Бии". В беседе с "ВД" Франк также подчеркнул, что если бассейн реки не будет наполняться, то технику на прикол придется поставить уже в конце июля.
Если ситуация с уровнем воды никак в ближайшее время не изменится, то Александр Крук, директор "Алтайречфлота", планирует остановить работу судов к концу августа. Обычно большегрузные суда ходят по Оби до октября. "Раньше мы ходили по направлению Бийск – Барнаул и с Бийского гравийно-песчаного карьера возили грузы. Экономически это было выгодно как для производителей, так и для нас, перевозчиков. В хорошие годы мы перевозили до 1 млн. тонн грузов. По причине того, что там давно не проводились углубительные работы и река обмелела, мы сегодня не можем двигаться в том направлении".
Крук заявляет, что в последние годы Обь в целом не обслуживается. У путейцев отсутствуют средства для проведения необходимых работ, река перестает "жить" в нужном режиме. "Если бы углубительные работы проводились в надлежащем порядке, то маловодье в меньшей степени повлияло бы на речное хозяйство края", — говорит он.
В прошлом году "Алтайречфлот" осуществил перевозку 450–500 тыс. тонн грузов. В этом году такие объемы не будут достигнуты. "За двадцать лет моего руководства многое изменилось на реке, — говорит Виктор Мечик, руководитель "Пристани Камень". — Сильно упал объем перевозки грузов. Если раньше мы перерабатывали 2,4 млн. тонн в год, то сейчас всего 350 тыс. тонн".
Потребители же пока спокойно относятся к складывающейся ситуации. Степан Фокин, руководитель "Алтайдорстроя", сказал, что, в случае если "Алтайречфлот" перестанет поставлять им необходимое сырье, он самостоятельно займется добычей.
Руководство Бийского гравийно-песчаного карьера, который долгие годы пользовался услугами речного судоходства, не видит для себя проблемы в том, что судоходство может остановиться. Представитель компании заявил, что они "как пользовались автомобильными перевозками, так и будут делать это дальше".
В непростой ситуации в связи с остановкой грузоперевозок по реке может оказаться компания "Аура". Ее директор Сергей Маликов отметил, что сегодня он полностью зависит от поставок "Алтайречфлота" и пока не видит других компаний, которые могли бы обеспечить его сырьем в нужном объеме. Александр Крук заверил, что все обязательства по перевозке и доставке грузов его компания выполнит. "Хоть ситуация и непростая, я уверен, что в этом году у нас проблем не возникнет. Дефицита ни с песком, ни с щебнем не будет", — сказал он.
Всего в "Алтайречфлоте" работает около 80 единиц речной техники. Не все из них задействованы в навигации. На Оби производятся самые крупные речные пассажироперевозки за Уралом. Тем не менее ситуация в отрасли с каждым годом ухудшается. Как пояснил Владимир Потапов, на это повлияло неправильное использование реки.
"Во-первых, несколько лет назад были нарушены нормы работы на Шульгинском карьере. Во-вторых, при отсутствии денежных средств строительство нового моста было выполнено с нарушениями. А в-третьих, мы не можем проводить необходимые работы по углублению устья, так как из федерального бюджета нам выделяется недостаточно денег", — сказал г-н Потапов.
В марте этого года губернатор Александр Карлин провел рабочую встречу с руководителем ФБУ "Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Тогда глава края отметил, что краевые власти заинтересованы в развитии речного сообщения и готовы оказывать поддержку отрасли. В 2011 году из краевого бюджета на эти цели было направлено, по словам вице-губернатора Виталия Ряполова, 15 млн. рублей. В текущем году планируется выделить 7,5 млн. рублей.
"Пока мы ищем пути решения проблем, состояние отрасли ухудшается, — говорит Потапов. — За последние годы мы только списываем технику, а новую не приобретаем. Если так будет продолжаться и дальше, то даже без маловодья алтайское судоходство может прекратить свою работу".
В 1950-е годы на Алтае наблюдался расцвет речного судоходства. Появились новые теплоходы, береговые и плавучие краны. Была улучшена судоходная обстановка в районе порта, создана база для зимовки судов, так называемый "Барнаульский ковш". В 1980-е годы ежегодный грузооборот порта составлял 4,7 млн. тонн, пассажироперевозки — 1,5 млн. человек. В 1985 году было построено современное здание речного вокзала. В состав предприятия входили 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы. В 1990-х годах объемы грузовых и пассажирских перевозок резко упали. Большинство судов устарели и стали непригодны к эксплуатации.