Маловодье Оби грозит экономическими проблемами речному флоту

июнь 26, 2012

Навигационный период на Оби может завершиться 26 июня. Судоходство на реке будет остановлено по причине маловодья. Одним из главных факторов этого является снижение уровня сброса воды в Новосибирском водохранилище. Сейчас он в три раза меньше по сравнению со среднегодовым уровнем сброса 3,3 тыс. куб. метров в секунду. Если 26 июня будет принято решение о снижении уровня до 950 куб. метров в секунду, то для большинства судов работа на реке будет небезопасной и нерентабельной. В связи с этим в непростой экономической ситуации окажется вся алтайская часть речного флота, который и так нуждается в финансовой поддержке. Специалисты отмечают, что в следующем году ситуация может стать еще проблематичнее.

В 2012 году из краевого бюджета на развитие речной отрасли планируется выделить 7,5 млн. рублей.
Олег Богданов

Не хватает осадков

В Алтайском крае и Новосибирской области по итогам мая выпало не более половины традиционной ежемесячной нормы осадков. Как сообщил "Интерфаксу" Николай Вирхобский, начальник "Новосибирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", начавшиеся дожди пока не могут исправить ситуацию. "Июнь будет дефицитным по осадкам, и если этот прогноз подтвердится, то нас ожидает, в общем-то, засуха", — сказал Вирхобский.

Данную причину маловодья Оби "ВД" подтвердили и в Институте водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул). "Воды мало в реке, а соответственно, ее не хватает и в Новосибирском водохранилище, — объясняет Александр Зиновьев, кандидат физико-математических наук, зав­лабораторией гидрологии и геоинформатики ИВЭП. — Мы надеялись пару недель назад, что вода поднимется до необходимого уровня, но недавно он вновь начал снижаться, а затем опять расти".

Маловодье прослеживается и в Верхней, и в Нижней Оби. По мнению специалистов, ситуация после водохранилища острее, чем в районе Барнаула. Судоходство на реке могло быть остановлено еще 18 июня. Именно в этот день должны были объявить решение по уменьшению сброса воды из водохранилища. На совещании в Верхне-Обском бассейновом управлении водных путей и судоходства решили сохранить сбросы на нынешнем уровне до 26 июня. "Водохранилище постепенно наполняется, за прошедшие 10 дней уровень поднялся на 3 см", — сообщил Юрий Хохлов, заместитель руководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.

Ситуация обостряется в связи с тем, что от уровня воды в водохранилище зависит не только судоходство, но и работа коммунальных предприятий Бердска и Новосибирска. Как сообщил Василий Борисенко, и.о. руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления, до осени будут приняты все меры для обеспечения безаварийной работы "Горводоканала", комбината бытовых услуг Бердска и водозаборов ТЭЦ, чтобы зимой не сорвать отопительный сезон. Эксперты утверждают, что при заполнении водохранилища до необходимых объемов уровень воды в Верхней Оби снизится.

Встать на прикол

Прекращение судоходства грозит большими убытками таким перевозчикам, как "Томская судоходная компания", "Алтайречфлот" и "Новосибирский речной порт". Они обеспечивают 90% грузоперевозок по реке. "Ситуация для судоходных компаний очень тяжелая. Если сброс будет снижен, то с июня им придется ставить все экипажи на прикол, а людей отправлять в отпуска. Работать будет нерентабельно", — сказал г-н Хохлов. Он также сообщил, что с начала навигации отправлено 1,585 млн. тонн грузов — это 57% к уровню прошлого года.

По мнению Владимира Потапова, главного инженера Барнаульского района Обского государственного управления водных путей и судоходства, проблемы на реке есть, но они не так серьезны, как в Новосибирске. "Мы такого уровня воды в реке ждали только к 2018 году, но погода изменила все прогнозы, — говорит Потапов. — На некоторых участках Оби в нашем районе уже возникают проблемы с проходимостью плавучих средств больших габаритов".

Стоит отметить, что в прошлом году углубительные работы каналов барнаульских  водозаборов были проведены уже в августе, а не в октябре, как обычно. Это говорит о том, что низкий уровень воды в Оби наблюдается не первый год.

"Маловодье в этом году повлияет как на грузовые, так и на пассажирские перевозки, — утверждает Потапов. — На реке есть проблемы по таким направлениям, как Барнаул – Бобровка – Рассказиха. Ну а про Бийск я и не говорю, барнаульский транспорт в ту сторону уже несколько лет не ходит".

Юрий Калашников,
директор компании "Барнаульский речной порт":

Никакого маловодья я на реке не вижу! У нас по всем направлениям работают теплоходы, и проблем нет.

С грузоперевозками ситуация обстоит иначе. "Бийский речной порт", который хоть и расположен на Бии, тоже страдает от маловодья. Александр Франк, директор компании, сообщил о том, что уже сегодня не может зайти в Быстрый Исток. "Обь берет начало в Бии и Катуни, поэтому мы первыми ощутили все проблемы, — говорит Франк. — Сегодня у меня работают плавучий кран и два грузовых корабля. По причине низкого уровня воды мы недогружаем 35 см, а это 280 тонн. За четыре месяца навигации мы можем потерять около 30 тыс. тонн груза из-за низкого уровня воды в Бии". В беседе с "ВД" Франк также подчеркнул, что если бассейн реки не будет наполняться, то технику на прикол придется поставить уже в  конце июля.

Если ситуация с уровнем воды никак в ближайшее время не изменится, то Александр Крук, директор "Алтайречфлота", планирует остановить работу судов к концу августа. Обычно большегрузные суда ходят по Оби до октября. "Раньше мы ходили по направлению Бийск – Барнаул и с Бийского гравийно-песчаного карьера возили грузы. Экономически это было выгодно как для производителей, так и для нас, перевозчиков. В хорошие годы мы перевозили до 1 млн. тонн грузов. По причине того, что там давно не проводились углубительные работы и река обмелела, мы сегодня не можем двигаться в том направлении".

Крук заявляет, что в последние годы Обь в целом не обслуживается. У путейцев отсутствуют средства для проведения необходимых работ, река перестает "жить" в нужном режиме. "Если бы углубительные работы проводились в надлежащем порядке, то маловодье в меньшей степени повлияло бы на речное хозяйство края", — говорит он.

В прошлом году "Алтайречфлот" осуществил перевозку 450–500 тыс. тонн грузов. В этом году такие объемы не будут достигнуты. "За двадцать лет моего руководства многое изменилось на реке, — говорит Виктор Мечик, руководитель "Пристани Камень". — Сильно упал объем перевозки грузов. Если раньше мы перерабатывали 2,4 млн. тонн в год, то сейчас всего 350 тыс. тонн".

Потребители же пока спокойно относятся к складывающейся ситуации. Степан Фокин, руководитель "Алтайдорстроя", сказал, что, в случае если "Алтайречфлот" перестанет поставлять им необходимое сырье, он самостоятельно займется добычей.

Руководство Бийского гра­вийно-песчаного карьера, который долгие годы пользовался услугами речного судоходства, не видит для себя проблемы в том, что судоходство может остановиться. Представитель компании заявил, что они "как пользовались автомобильными перевозками, так и будут делать это дальше".

В непростой ситуации в связи с остановкой грузоперевозок по реке может оказаться компания "Аура". Ее директор Сергей Маликов отметил, что сегодня он полностью зависит от поставок "Алтайречфлота" и пока не видит других компаний, которые могли бы обеспечить его сырьем в нужном объеме. Александр Крук заверил, что все обязательства по перевозке и доставке грузов его компания выполнит. "Хоть ситуация и непростая, я уверен, что в этом  году у нас проблем не возникнет. Дефицита ни с песком, ни с щебнем не будет", — сказал он.

Отрасль нуждается в поддержке

Всего в "Алтайречфлоте" работает около 80 единиц речной техники. Не все из них задействованы в навигации. На Оби производятся самые крупные речные пассажироперевозки за Уралом. Тем не менее ситуация в отрасли с каждым годом ухудшается. Как пояснил Владимир Потапов, на это повлияло неправильное использование реки.

"Во-первых, несколько лет назад были нарушены нормы работы на Шульгинском карьере. Во-вторых, при отсутствии денежных средств строительство нового моста было выполнено с нарушениями. А в-третьих, мы не можем проводить необходимые работы по углублению устья, так как из федерального бюджета нам выделяется недостаточно денег", — сказал г-н Потапов.

В марте этого года губернатор Александр Карлин провел рабочую встречу с руководителем ФБУ "Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Тогда глава края отметил, что краевые власти заинтересованы в развитии речного сообщения и готовы оказывать поддержку отрасли. В 2011 году из краевого бюджета на эти цели было направлено, по словам вице-губернатора Виталия Ряполова, 15 млн. рублей. В текущем году планируется выделить 7,5 млн. рублей.

"Пока мы ищем пути решения проблем, состояние отрасли ухудшается, — говорит Потапов. —  За последние годы мы только списываем технику, а новую не приобретаем. Если так будет продолжаться и дальше, то даже без маловодья алтайское судоходство может прекратить свою работу".

Справка

Речфлот в СССР

В 1950-е годы на Алтае наблюдался расцвет речного судоходства. Появились новые теплоходы, береговые и плавучие краны. Была улучшена судоходная обстановка в районе порта, создана база для зимовки судов, так называемый "Барнаульский ковш". В 1980-е годы ежегодный грузооборот порта составлял 4,7 млн. тонн, пассажироперевозки — 1,5 млн. человек. В 1985 году было построено современное здание речного вокзала. В состав предприятия входили 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы. В 1990-х годах объемы грузовых и пассажирских перевозок резко упали. Большинство судов устарели и стали непригодны к эксплуатации.