сентябрь 4, 2005
Слухи о неслучайности смерти подогрело громкое заявление Аркадия Вольского, президента Российского союза промышленников и предпринимателей. 22 августа в Москве он заявил, что в разговоре с ним Евдокимов незадолго до гибели предупреждал о своём возможном устранении. Вольский сказал, что дружил с Евдокимовым 15 лет и каждый раз, бывая в Москве, Михаил Сергеевич приходил к нему и советовался по многим делам. На последней встрече в присутствии нескольких человек он сказал дословно: "Батька, меня, наверное, шлёпнут".
После того как этот комментарий вызвал общественный резонанс, Вольский сделал специальное заявление, отметив: "Я не знаю, что имел в виду Михаил, говоря эту фразу, может быть, настроение было подавленное, может, ещё какие факторы - сейчас выяснить это уже, к сожалению, невозможно”.
О том, что Евдокимов предчувствовал свою смерть, говорил не только Вольский. В день прощания с губернатором актёр Александр Михайлов проговорился одному из корреспондентов, что Михаил в последнее время много думал о своей скорой гибели и переубедить его было так же сложно... как переубедить идти в губернаторы.
Сестра губернатора и жители Верх-Обского вспоминают, что в последнее время Миша ходил смурной, задумчивый.
- Я боялся за Михаила Сергеевича, - рассказал “МЭ” близкий друг Евдокимова Фёдор Елфимов, директор санатория "Россия" в Белокурихе. - Он незадолго до трагедии делился со мной тревожными опасениями, чувствовал себя под прицелом. У нас с ним были очень хорошие отношения, я его никогда ничем не напрягал. Просто забежит обняться, поговорить по душам. В пятницу, за два дня до трагедии, позвонил: "Федя, ты дома?" Забежал на 20 минут. Я видел, что он был где-то не здесь. Это страшно, у меня в последнее время было ощущение, что мы его потеряем. Раньше, когда нападки депутатов на него были, он приезжал, и я успокаивался, видел его могучую силу. Он тогда был в бойцовском, жизнерадостном настроении. А тут он пытался выглядеть, но чувствовалось, что человек обложен, его загнали. И на прессе в этой травле доля вины. Смерть его, я считаю, была нелепой трагической случайностью. Насколько велика эта потеря, всем ещё предстоит ощутить. Вчера я заезжал на кладбище в Верх-Обском. Поток людей не прекращается…
И не прекращаются разговоры о жизни и смерти Михаила Евдокимова. Многие жители края продолжают не верить в простое ДТП, несмотря на выводы следственной бригады, возглавляемой следователем Генеральной прокуратуры Шашковым.
- Он же вёл расследование по делу о погибших абитуриентках, а толку? Единственный подозреваемый выбросился, - это реплика одного из барнаульцев, сомневающегося в версии несчастного случая.
- И я тоже не верю, что это было обычное ДТП, - рассуждает жительница Барнаула Нина Яковлевна Наливайко. - Я на собственном примере знаю, как гаишники и милиция могут тасовать факты и заставлять говорить, что им надо. Три года назад погиб мой сын. Сотрудники ГИБДД перегородили ему дорогу большим прицепом. После заставили водителя дать ложные показания, что он просто разворачивался, позже истина вскрылась, да только гаишник так и остался безнаказанным. Закон у нас что дышло… (“МЭ” рассказывал об этой истории в материале "Смертельная ловушка".)
- Это не было убийство - это была спецоперация, - говорит местный аналитик Константин Емешин. - Все знали, как Евдокимов ездит. Убрали машину сопровождения, и вопрос трагедии был делом времени.
В случайность гибели Евдокимова продолжают не верить и некоторые его собратья по актёрскому цеху. Высказывали сомнения Клара Новикова, Евгений Петросян.
Михаил Грушевский в телефонном интервью поделился:
- Не хочу верить в то, что это была не случайность. В другой машине находился человек с семьёй. Так подстроить всё было невозможно. И всё-таки этот вопрос очень сложный. Не случайно, что лишили сопровождения…
Многие жители края винят в смерти народного губернатора Законодательное собрание и в первую очередь спикера. Александр Назарчук в интервью “СК” заметил: “Если следствие найдёт хоть какую-то долю моей вины в том, что погиб Евдокимов, я перед его вдовой, Галиной Николаевной, извинюсь. Я нигде никогда не критиковал его за то, что он ездит по краю с мигалками, что для этого специально купили машины ГАИ. В том, что сняли машины сопровождения, вина самой администрации края, которая не организовала это дело в соответствии с указом президента”.
Один из читателей “МЭ” увидел зловещий смысл в словах, сказанных когда-то депутатом Ириной Солнцевой: "Вы можете потерять всё".
- Это я говорила в “Открытой студии”, - прокомментировала "МЭ" свои слова Солнцева. - Я просто говорила: "Вы хороший артист, вас очень любят люди. Для вас будет важно остаться таким любимым человеком. Но губернаторство - это не ваше. Вы не смогли сформировать команду. Вы у власти находились и видели, что край идёт в никуда. Причём откровенно растаскивали край". И я это Михаилу Сергеевичу в личной беседе говорила. Теперь идёт интерпретация в некрасивой ситуации нагнетания истерии. Я имела в виду, что он потеряет уважение и любовь людскую. Для артиста это - потерять всё. Ещё бы год правления, и эта зима бы показала…
- На него был организован прессинг как на главу края, - говорит депутат АКСНД Павел Чеснов. - И он, конечно, реагировал на это. Манера его поведения смахивала на лихость и безалаберность с точки зрения безопасности. Он двигался с большой скоростью, и это было сбрасывание напряжения через выброс адреналина. Так, может, он уходил от чувства тревоги, опасности. Я видел, что это был хоть и неподготовленный политик, но с жёсткой позицией в отношении выпадов. Он при мне однажды проводил совещание с заместителями и говорил им, чтобы они "не вибрировали". В нём чувствовался внутренний стержень. Но не уберёгся...
Один из народных избранников, пожелавший остаться инкогнито, прокомментировал слова Вольского так.
- Возможно, Михаила Сергеевича и правда хотели шлёпнуть. Не случись ДТП, всё равно бы убили. Может быть, даже кто-то из его многочисленной команды, считающий, что Евдокимов знает что-то лишнее.
Депутат Госдумы Лев Коршунов, бывший в своё время губернатором Алтайского края, считает, что у Михаила Сергеевича Евдокимова была очень тяжёлая ситуация:
- Когда человек всю жизнь работает в какой-то отрасли... Говорят, не кресло красит человека, но кресло во многом определяет образ мышления. Он привык к определённому стереотипу - и тут совершенно другой образ жизни. Он же болезненно реагировал на реплики. Ну что такое политику среагировать на фразу? Политики постепенно вырабатывают механизм, который всё это выбрасывает. А он мог обидеться даже не на фразу, а на тон. Я думаю, он по-другому в новом кресле стал оценивать людей. Увидел и фальшь, и подлость, и мадридские игры. И он про это не написал, не рассказал, но это как-то выливалось. У меня было одно из самых тяжёлых внутренних потрясений на похоронах в Верх-Обском. Когда закрывали гроб и вдруг раздалась музыка и он запел: “Я ещё вернусь, вздрогну и проснусь, песнями до вас дотянусь...” Вы знаете, я могу сказать одно: он действительно выдающийся артист. И эта фраза - “Я вернусь” - сконцентрировала, что у него сложилось. И думаю, возникали у него мысли, чтодолжно произойти что-то. Одна из моих знакомых сказала: "Может, он сам к себе смерть притянул…" Будет ещё огромное количество всяких версий и мифов, но потом в конечном итоге останется светлый образ человека, который хотел людям дать что-то хорошее.
P.S.
Возможно, тревожное предчувствие было и у охранника Евдокимова Саши Устинова. По словам его первой жены Лиды, незадолго до трагедии он приехал к её дому, вызвал на улицу дочку и молча обнял.
- Я спрашивала, что случилось, а он стоял, прижав её, не обращая внимания на дождь. Потом сказал дочке: "Кисулька, я тебя так сильно люблю" и уехал…
Лида Устинова и дочь Елизавета выражают глубокую благодарность сотрудникам и сослуживцам Александра Устинова, горячо откликнувшимся на беду и оказавшим не только моральную, но и материальную поддержку.