Эксперты оценивают последствия засухи на Алтае

июль 3, 2012

Небывало сухая и жаркая погода установилась в июне на большей части Алтайского края. Метеорологи отмечают: такого экстремального лета не было в нашем регионе очень давно. Многие сельхозпроизводители уже сейчас говорят о потерях урожая. По некоторым оценкам, в этом году в Алтайском крае валовой сбор зерновых может оказаться ниже среднегодового показателя 4 млн. тонн. О недоборе зерна заявляют и другие аграрные территории России. Однако повторение ситуации 2010 года с введением эмбарго и ажиотажным ростом цен на сельхозпродукцию мало кто прогнозирует.


Олег Богданов

Впервые за 40 лет

В настоящий момент в Алтайском крае атмосферная засуха проявляется в ряде районов Кулундинской степи. Здесь уже три декады подряд нет осадков. Аналогичная ситуация и в алейской зоне. Чуть лучше обстоят дела на юго-востоке края — в Алтайском, Бийском, Смоленском районах, где недавно прошли локальные дожди. По словам Бориса Леконцева, начальника станции метеонаблюдений краевого гидрометцентра, нынешнее лето в Барнауле самое жаркое с 1915 года.

Елена Янова,
начальник отдела агрометеорологии Алтайского краевого ЦГМС:

Наиболее сложная ситуация по засухе в Родинском, Славгородском, Кулундинском и Немецком национальном районах. Здесь в пахотном слое практически отсутствует влага. С каждым днем на этих территориях увеличивается площадь пострадавших посевов.

По ее оценке, с учетом нынешних температурных показателей урожайность зерновых по краю может составить 9 ц/га, что на 30% меньше среднего показателя по годам.

О снижении урожайности говорят многие сельхозпроизводители. Как сообщил Евгений Долгов, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Ребрихи, часть территории района оказалась в зоне осадков. Но прогноз все равно неутешительный.

Евгений Долгов,
руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Ребрихи:

Средняя урожайность зерновых по нашему району — 20 центнеров с гектара. Боюсь, что в этом году не наберем и половины. Сейчас возникают проблемы с сахарной свеклой. Из-за жары она медленно набирает массу.

По словам Андрея Кожанова, директора сельхозпредприятия "Партнер" Михайловского района, последний дождь на их территории был 5 июня.

Андрей Кожанов,
директор сельхозпредприятия "Партнер" Михайловского района:

Там, где дождик прошел, ситуация более или менее нормальная. Где его не было, все выжжено. В прошлом году урожайность зерновых у нас была 6,5 центнера с гектара. И это при условии, что наше хозяйство одно из передовых по применению удобрений. Если в этом году ситуация повторится, придется экстренно минимизировать расходы.

Засуха сделала невозможной заготовку кормов в ряде территорий Алтайского края. Так, в Кулундинском районе естественные сенокосы практически полностью выгорели. Посевы многолетних и однолетних кормовых культур под большой угрозой. По оценке Виктора Фишера,директора сельхозпредприятия "Мерабилитское", такой сложной ситуации с заготовкой кормов в степной зоне не было 40 лет. "Сейчас мы закупаем силос в Табунском и Ключевском районах. Сенаж везем из Павловского. Это очень большие затраты. Но выхода другого нет. В этом году мы оказались в жесточайших условиях", — сообщил г-н Фишер.

Соседи помогут

Неблагоприятные погодные условия в этом году, кроме Алтайского края, сложились в ряде регионов Южного и Центрального федеральных округов. В Ростовской области, к примеру, из-за почвенной и атмосферной засухи погибли посевы на площади более 80 тыс. га. По предварительным оценкам регионального минсельхозпрода, ущерб аграриев составляет 247,3  млн. рублей. В Ставропольском крае засуха, поразившая некоторые территории края в апреле-мае, повредила посевы на 111 тыс. га. Воронежская область, которая в этом году оказалась в эпицентре жары, может снизить урожай зерна на 30%. По словам Владимира Казанина,заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, в нашем регионе валовой сбор зерна может оказаться ниже среднего показателя 4 млн. тонн.

Несмотря на довольно напряженную ситуацию с засухой в ряде аграрных регионов, эксперты не прогнозируют повторение истории 2010 года, когда после значительной потери урожая в России был введен запрет на экспорт зерна, а спрос на него вызвал ажиотажный рост цен.

Олег Суханов,
глава департамента анализа рынков Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР):

Я лично объезжал пострадавшие от засухи поля в южной части страны. Ситуация там действительно серьезная. Сейчас в подгоревших регионах цена на зерно уже идет вверх.

По его мнению, стремительный рост цен на сельхозпродукцию в Алтайском крае вряд ли возможен. Сдерживающим фактором является существенный запас интервенционного зерна, размещенного на элеваторах в Сибири. При крайней необходимости государство может вывести его на рынок, сбив тем самым цены, полагает эксперт. Есть еще один немаловажный факт: засуха затронула пока лишь Алтайский край. В других зернопроизводящих регионах СФО, таких как Омская, Новосибирская области, а также Красноярский край, урожай прогнозируется не ниже среднего уровня по годам. "Не стоит забывать и про Казахстан, — считает Олег Суханов. — В республике еще имеются переходящие остатки зерна в размере 10 млн. тонн. Кроме того, в этом году здесь планируют собрать еще порядка 13–14 млн. тонн зерна. При таком раскладе казахи могут поставлять его на Алтай автомобильным транспортом". 

По оценке ИКАР, в ближайшие месяцы стоимость зерна в Алтайском крае останется стабильной. И лишь в сентябре, когда уборочная кампания в регионе будет в самом разгаре, оно начнет дешеветь. Эксперты уверены: ниже критического уровня, как в 2009 году, цена не зерно не упадет.

Засухи прошлых лет

Летом 2008 года в зоне неблагоприятных погодных условий оказались 18 территорий Алтайского края. Сильнее всего пострадали посевы в Угловском районе. Здесь выгорело 100% проса, 69% пшеницы, 83% ячменя и гречихи. В 2011 году от засухи пострадало 300 тыс. га пашни. Урожайность на выгоревших полях не превышала 2,5 ц/га. Кстати, еще несколько лет назад ученые прогнозировали, что Алтай вступит в период засух. По оценке Юрия Винокурова, директора Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук, такой период в лучшем случае может продлиться примерно 11 лет, а в худшем — 33 года.