июль 3, 2012
Проект федерального бюджета на 2013 год будет сверстан и внесен в Госдуму исходя из цены на нефть $ 90 за баррель. При этом в качестве негативного сценария рассматривается падение мировой цены даже до $ 60. Об этом сообщил на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов. По оценкам экономистов, в результате неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка государственная казна недосчитается 1,2 трлн. рублей. В России заговорили о второй волне кризиса. Так, новый министр экономического развития Андрей Белоусов в интервью газете "Ведомости" (от 21 июня) заявил: "Сейчас наиболее худшая и опасная фаза из всех, которая может быть. Ситуация очень неопределенная. Иногда кажется, что лучше бы кризис начался, тогда были бы запущены антикризисные меры и мы начали из него выбираться".
А мы всегда к нему готовы! Но если говорить серьезно, то мне кажется, что кризиса у предприятий не будет. А будет наблюдаться постепенное снижение потребностей и возможностей у населения. Ведь сегодня почти все граждане страны живут в кредит. Квартира — в кредит, машина — в кредит. Причем зачастую люди решились на такие займы совершенно необоснованно. Похоже, такая жизнь в кредит заканчивается. Ведь даже Путин в своем бюджетном послании подчеркнул, что жить надо по средствам.
Что касается отрасли деревопереработки, то у нас действительно сегодня стали возникать определенные трудности. Я не уверен, что мы полностью вышли из кризиса 2008 года. Видимо, скоро начнется вторая волна. К кризису мы подготовились еще в 2008-м, так что сейчас причин для волнений у нас нет.
А чего мне к нему готовится? Это пусть Путин с Медведевым готовятся. И наш губернатор. Спасать ведь все равно будут самые большие предприятия, как это было в 2009 году, а мы как-нибудь сами выплывем.
Мне кажется, из кризиса извлекли уроки все виды бизнеса. Предприниматели теперь более детально подходят к прогнозированию экономической ситуации и начинают предусматривать дополнительные варианты развития своего дела "на всякий случай". В связи с этим у нашей фирмы есть планы на осень по выходу на новый для себя рынок — рынок сувенирной продукции для физлиц (сейчас мы работаем здесь на корпоративный сегмент). Чтобы в случае чего можно было диверсифицировать бизнес и получать доход из других источников. Ведь во время кризиса фирмы, особенно небольшие, в первую очередь сокращают рекламные бюджеты.
Мы к кризису не готовимся, мы в нем живем. Я замечаю, что ситуация с поддержкой агропромышленного комплекса не очень стабильна. К примеру, в прошлом году было обозначено государством, что поддержка свеклосахарного направления будет осуществляться в части субсидирования покупки удобрений и средств защиты растений. Это все хорошо, но деньги в полном объеме мы так и не получили. В начале года был серьезный рост цен на горюче-смазочные материалы и другие составляющие. Это наводит на мысль, что кризис продолжается.
Второй волны кризиса ждут давно и обещают его не первый год. Лично я его не жду. Моя компания никакой подготовки к нему не проводит.