июль 10, 2012
Стратегия развития пищевой отрасли вступила в силу на прошлой неделе. Документ будет действовать до 2025 года. Предполагается, что к этому периоду производство продуктов питания в регионе увеличится в 1,8 раза по сравнению с 2010 годом. Инвестиции в отрасль возрастут в 1,7 раза, их общий объем составит 65 млрд. рублей. Но все это возможно лишь при благоприятном сценарии, который разработчики стратегии назвали "инновационным". Вероятность развития пищевой отрасли по "инерционному" пути многие эксперты считают также возможной.
Магазин.
Дмитрий Кудрявцев
Впервые стратегия развития пищевой и перерабатывающей отрасли была представлена на суд общественности в начале апреля. Тогда совет администрации Алтайского края, который оценивал документ, счел его неготовым и отправил на доработку. С 5 июля стратегия вступила в силу.
Как сообщала ранее Татьяна Зеленина, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, главная цель, которую предстоит достичь за счет реализации документа, — это глубокая переработка всего сельскохозяйственного сырья, производимого в крае, и вывоз за пределы региона излишка пищевых продуктов. По мнению разработчиков стратегии, достичь намеченных целей удастся за счет расширения рынков сбыта, увеличения производительности труда, модернизации производственных мощностей.
Согласно документу, при благоприятных условиях к 2025 году производство пищевых продуктов в регионе увеличится в 1,8 раза в сравнении с 2010 годом. Стоимость отгруженной продукции возрастет в 2,5 раза и составит 160 млрд. рублей.
В стратегии отдельно прописаны перспективы развития основных пищевых подотраслей. Так, предполагается, что к 2016 году, когда завершится первый этап реализации стратегии, объем производства муки возрастет на 300 тыс. тонн, крупы — на 100 тыс. тонн.
Некоторые эксперты называют эти цифры нереалистичными.
Я считаю, что объем производства мукомольно-крупяной продукции в ближайшее время не увеличится вообще. Нынешний показатель — это предел. Причина в географическом положении региона. Алтайские зернопереработчики не могут оперативно реагировать на изменения потребностей покупателей, находясь за тысячи километров от основных рынков сбыта.
Что касается молочной промышленности, то ей разработчики стратегии также предрекают светлое будущее. Так, к 2016 году в крае должны появиться так называемые молочные кластеры, в центре которых будут заводы с мощностью переработки не менее 1 тыс. тонн сырья в сутки. Они и станут локомотивами отрасли. По мнению Алексея Крысанова,гендиректора "Усть-Калманского маслосырзавода", это большая фантазия. "В регионе нет такого объема сырого молока, чтобы загрузить подобные предприятия", — утверждает г-н Крысанов.
Предприятия сахарной отрасли, по мнению разработчиков программы, в ближайшее время должны провести модернизацию основных мощностей и к 2016 году увеличить возможности по переработки сахарной свеклы до 10 тыс. тонн в сутки.
Это невозможно. Более реалистичным показателем по переработке я считаю 6 тыс. тонн свеклы в сутки. Развитие производства сахара-рафинада, которое обозначено в стратегии, нашим предприятием даже не рассматривается.
Стратегия обозначает перспективы и для хлебопекарной промышленности. Согласно документу, уже к 2016 году объем инвестиций в данную отрасль может превысить 190 млн. рублей, из них 140 млн. рублей — собственные средства предприятий. Напомним, в настоящий момент фонды хлебозаводов и пекарен считаются наиболее изношенными.
Алтайский край — это, пожалуй, единственный регион Сибири, где хлеб считается социально значимым продуктом. Поднимать на него цену нельзя, даже несмотря на то что все затраты на его производство подорожали в разы. До того момента, пока это не прекратится, ни о какой инвестиционной активности в нашей отрасли говорить не стоит.
Документ предполагает два сценария развития — инерционный и инновационный. Первый предусматривает сохранение имеющихся тенденций в пищевой отрасли. Второй сценарий, по мнению г-жи Зелениной, позволит создать мощности по выпуску новых видов продуктов, что в свою очередь поможет максимально обеспечить внутренний рынок собственной продукцией и укрепить позиции за пределами края.
Примечательно, что среди опрошенных экспертов никто не верит в возможности инновационного пути. По мнению большинства, высокая стоимость электроэнергии, газа делает алтайскую пищевую продукцию неконкурентоспособной на внешних рынках. А проблемы с логистикой и загрузкой предприятий сырьем не позволяют столь оптимистично смотреть в будущее.
Стратегия пищевой отрасли предусматривает несколько десятков первоочередных инвестпроектов, которые до 2016 года, как предполагается, будут реализованы в Алтайском крае. Так, уже в текущем году может начаться строительство крупозавода мощностью до 100 тыс. тонн компанией "Макфа". "Мельник" планирует сдать в эксплуатацию автоматизированный склад макаронных изделий. А птицефабрика "Молодежная" приступит к модернизации молочного завода в Новоалтайске. Здесь предприятие планирует выпускать мягкие сыры.