июль 11, 2012
В крае регулярно проводятся ярмарки инноваций, изобретатели участвуют в аналогичных мероприятиях в других регионах. Однако проблема привлечения инвестиций в инновационные компании по-прежнему очень актуальна: бизнесу неинтересны недоработанные проекты. В середине июня Барнаул посетили бизнес-ангелы из Москвы, которые в рамках семинаров попытались объяснить инноваторам и ученым из вузов, как привлекать деньги, а предпринимателям — как зарабатывать на инвестициях в инновационные проекты. Одним из тренеров был Игорь Пантелеев, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Национальное содружество бизнес-ангелов". Он рассказал, как содружество намерено повлиять на инвестиционную активность в крае.
— Игорь Владимирович, для начала расскажите о сути семинаров для предпринимателей, которые вы проводите в регионах.
— Некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-ангелов" объединяет инвесторов, и я сам тоже инвестор. Наша организация является партнером "Российской венчурной компании" ("РВК"), созданной Минэкономразвития. "РВК" занимается продвижением венчурного посевного инвестирования в России. Она финансируется из федерального бюджета и работает над созданием среды для развития инновационных проектов ранних стадий в регионах, вовлекает в инновационную сферу людей, имеющих опыт в предпринимательстве и свободные финансовые ресурсы. Мы как партнеры "РВК" проводим семинары, на которых делимся своим опытом с теми, кому это интересно, — разработчиками, предпринимателями, научными сотрудниками. Встречи проходят в неформальной атмосфере, ведь мы не педагоги. Наша цель — приводя конкретные примеры, рассказать о том, как правильно представить проект инвестору и как вести инвестиционный бизнес.
В прошлом году осенью мы посетили 30 регионов, в этом году за весну и начало лета тоже немало — 12. Люди на семинарах знакомятся, узнают друг друга, благодаря этому инновационные проекты получают новую жизнь. На местах действительно начинает формироваться благоприятная среда для их развития. Мы наблюдаем позитивные изменения во многих городах — Воронеже, Пензе, Архангельске и других.
— Правильно ли я поняла, что регионы не платят за ваши семинары?
— В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Но иногда некоторые регионы берут на себя часть расходов. Обычно это бывает, если мы едем куда-то во второй или третий раз. Например, с такой инициативой выступили в Архангельске и Волгограде. В Алтайском крае все проходило за счет средств Минэкономразвития.
— Что вы подразумеваете под благоприятной средой для развития инноваций в регионах?
— Необходимо создание цепочки организаций для продвижения проектов — от идеи, проведения НИОКР до выхода на рынок. Цепочка должна быть полной, если она обрывается на каком-то этапе, то проект не получается. У нас создано много венчурных фондов, а "патронов" для них мало. Фонды не находят подготовленные стартапы, деньги не используются, лежат на депозитах.
Проектов, готовых к получению инвестиций, очень мало. Поэтому существуют так называемые "упаковочные компании". Другое их название — бизнес-ангелы. Они занимаются тем, что работают с проектами, готовят их для инвесторов — структурируют, или, как мы говорим, "упаковывают", делают инвестиционно привлекательными. Затем организуются встречи с потенциальными инвесторами, где для них проводятся презентации. В настоящее время сети бизнес-ангелов сформированы в целом ряде регионов — Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, недавно они появились в Астрахани, Брянске. Надеемся, что в Барнауле появятся тоже.
— То есть вы стремитесь создать связи между инвесторами и проектами в регионах?
— Совершенно верно. Бизнес-ангелы должны быть расположены как можно ближе к проекту, чтобы иметь возможность следить за его жизнедеятельностью. Но в регионах смычки между бизнесом и инновациями, как правило, нет.
— Когда региональные стартапы говорят о поиске инвестора, они нечасто подразумевают местный бизнес.
— Вы хотите сказать, что в Барнауле нет свободных денег? Я видел, какие машины у вас подъезжают к ресторанам, так что, думаю, кое-какие запасы имеются. (Смеется.) Просто предприниматели ничего не знают об инвестиционном бизнесе, им никто о нем не рассказывал и "упакованные" проекты не предлагал. Но между собой многие, я думаю, обсуждают перспективы вложения денег в какие-то понятные и прикладные проекты в области того же строительства, например. Мы же не собираемся запускать космические корабли из Барнаула. У вас есть довольно приземленные разработки, в хорошем смысле этого слова, в области сельского хозяйства, упаковки, их реально можно использовать. Вот остановилось, допустим, у вас сельхозпредприятие. Его нужно переориентировать на что-то другое. Можно использовать собственные проекты или взять уже готовые из других регионов. Например, в Воронеже есть уникальная технология выращивания посевного материала — садовых и других растений. Россия в таком продукте очень нуждается, а в вашем крае есть благоприятные условия для его создания.
— Но одного семинара для достижения такой глобальной цели явно недостаточно. Вы планируете проводить в регионе еще какие-то мероприятия?
— Навязываться мы не можем, но из первых переговоров с представителями городской администрации понятно, что интерес к нам есть. Осенью или в крайнем случае весной во время вашей традиционной ярмарки инноваций мы запланировали проведение презентации проектов перед инвесторами. Предварительно мы отберем шесть – восемь разработок, "упакуем", чтобы они были как с картинки, а потом представим успешным предпринимателям из Барнаула и края. Это будет настоящая инвестиционная сессия, каждому разработчику будет дано 10 минут на презентацию проекта. В нее мы включим всю необходимую для инвестора информацию: описание продукта, объем необходимых вложений, схему продвижения на рынке и так далее. Сырые проекты представлять инвесторам нельзя, это скорее их оттолкнет. Зато если проект подать грамотно, то эффект получится другой — бизнесу станет интересно, он всерьез задумается об инвестировании.
— Через какой срок после начала работы проект должен выйти на рынок и почувствовать себя на нем более-менее уверенно?
— Мы называем инвестиции "умными длинными деньгами". Они начинают окупаться обычно через три – пять лет, желательно, чтобы это не затягивалось на больший срок. Для некоторых направлений, например для медицины, такой период слишком мал. Нужно семь и более лет. А интернет-проект может начать приносить доход через год после запуска. Инвесторы, как правило, выделяют деньги траншами, по мере необходимости. Их расходование обязательно контролируется. Инвестор может прийти и сказать: "Уже хватит тратить на НИОКР, есть другие более важные цели". Он сам становится совладельцем компании и поэтому заинтересован в управлении ею.
— А если сроки затягиваются?
— Как правило, в этом случае начинается стагнация. Поэтому либо компания за пять лет выйдет на рынок, либо у нее что-то не сложилось. Может быть, имеет смысл поменять людей, которые работают с проектом.
— Какую долю проекта хотят получить инвесторы за свои деньги?
— Бизнес-ангелы инвестируют в проекты не менее $ 30–50 тыс. (как правило, это интернет-проекты) и не более $ 1 млн. В России миноритарные акционеры защищены плохо, поэтому большинство инвесторов просят контрольный пакет, то есть 51% и более, максимум обычно 75%. Многие разработчики на это идут, потому что понимают: другого пути нет. Если проект уже хорошо развит и ему требуется не первый транш, тогда инвестор может попросить и меньшую долю — 25–30%. Важно также и то, насколько инвестор доверяет команде. Подготовка соглашения между инвестором и стартапом — это целая наука, этот документ нужно составить очень грамотно, обговорить все условия.
— Но в таком случае риски разработчика растут.
— Если компания выйдет на рынок и хорошо о себе заявит, то заработают все вне зависимости от долей. А провалится, то соответственно и потеряют все. Поэтому торг здесь непринципиален, это просто игра с честолюбием. Самое важное — капитализировать проект. Можно иметь 1% и получить $ 20 млн., как это было у разработчиков Skype. За счет привлечения большего количества инвесторов доли всех акционеров могут снижаться, но при этом увеличится общая капитализация. Задача не в том, чтобы тягаться долями, а в том, чтобы двигаться вперед.
— Расскажите о каком-нибудь проекте, который вы проинвестировали.
— Мы совместно с партнером предоставили инвестиции для тренажера дыхательных мышц "Новое дыхание".
— Интересно, у нас в Алтайском крае тоже разработан подобный тренажер — "Карбоник".
— Нет, эти проекты отличаются друг от друга. "Карбоник" изначально позиционировался как прибор для лечения, и только потом его стали использовать профессиональные спортсмены в качестве тренажера. Наше устройство разрабатывалось для здоровых людей, у него другой принцип работы — он тренирует дыхательные мышцы. Этот проект — уже реально работающий бизнес. Тренажер использовали российская сборная по плаванию, бегуны, боксеры. Осуществляются его поставки и за рубеж.
— Можно ли считать "упаковочными компаниями" бизнес-инкубаторы?
— Да, можно. Но, к сожалению, эксперты и уровень подготовки там сейчас не самые лучшие. В связи с этим и качество работы с инвесторами слабое. Бизнес-инкубаторы отбирают в основном хорошие проекты, размещают их на своей территории, помогают им организационно и немножко финансово, но не более того. Они не имеют связей с частными инвесторами, опыта продвижения проектов. Их нужно развивать и опять же создавать связь между ними и инвесторами. Я посетил "Алтайский бизнес-инкубатор", он мне понравился.
О том, что нужно инвестору
— Чтобы понравиться инвестору, продукт должен быть инновационным, обладать уникальным преимуществом, которое дает возможность конкурировать с тем, что уже создано. Второе — это объем рынка не менее $ 100 млн., хорошие перспективы коммерциализации. Третье — сильная команда, потому что слабаки в этом мире проиграют. Люди нужны творческие, упорные, одержимые своим проектом. Четвертое — хорошая экономика. Должны быть планы развития, просчитанные перспективы и некая бизнес-модель или бизнес-предложение. Обычно инвестор выбирает проекты в близких ему как предпринимателю направлениях. Например, если он врач, то, скорее всего, возьмет разработку в медицине. Но нередко инвесторы выбирают и нечто совершенно противоположное тому, что они делают, просто для души, чтобы потом можно было с гордостью сказать: "Я поднял этот проект с нуля".
О востребованных инновациях
— Сейчас особенным спросом у инвесторов пользуются проекты, связанные с экологией, переработкой отходов различных производств, альтернативными источниками энергии, машиностроительной техникой, новые виды моторов, двигателей и так далее.
Об административном ресурсе
— Есть целый ряд факторов, которые влияют на то, как развиваются инновации в регионе. Но самым важным из них, на мой взгляд, является административный. Что бы мы ни говорили, в нашей стране очень многое зависит от власти. Если она настроена на развитие инноваций, то проводятся конференции, оказывается финансовая поддержка и так далее. Один из представителей администрации Самары мне как-то сказал: "Зачем нам инновации, нужно думать о модернизации существующих производств". Если у региона такая позиция, то я в него не поеду. В качестве положительных примеров назову Воронеж, Ростов, Хабаровск. Традиционные центры инноваций упоминания, я думаю, не требуют. В Алтайском крае я тоже вижу все предпосылки для развития инноваций, препятствий для этого нет.
Игорь Пантелеев получил высшее образование в Московском автомобильно-дорожном институте. Длительное время работал в государственных органах управления Москвы, в том числе в комитете по науке и технике правительства Москвы. Участвовал в организации более 100 экспозиций высокотехнологичных компаний в России и за рубежом. Перед тем как стать предпринимателем, работал директором государственного унитарного предприятия "Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод". Является практикующим бизнес-ангелом. Автор ряда публикаций, посвященных инвестированию. Преподает в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. В 2006 году избран исполнительным директором некоммерческого партнерства "Национальное содружество бизнес-ангелов".