Нет нерентабельных отраслей

сентябрь 19, 2005

В зернопроизводстве можно добиться окупаемости за два-три года, используя современную технику и технологии. "…И своими комбайнами-развалюхами не работаем, и не привлекаем со стороны. А потом будем говорить, что клейковина плохая, зерно сырое, цена на пшеницу низкая", - распекал руководителей хозяйств на очередном совещании Николай Ряжин, начальник сельхозуправления Панкрушихинского района. Однако в здешних местах есть чему поучиться.

Панкрушихинский район в краевой сводке уборочных работ держится внизу. Район северный. Поэтому и сеют поздно, ждут, когда земля прогреется, и убирают соответственно. За последние два года в районе посевы зерновых увеличились аж на 16 тыс. га, в том числе в нынешнем - на 12 тыс. га. Почти все из полусотни панкрушихинских фермеров поддались на уговоры местной власти и набрали паев на 200-300 га больше обычного. Но в основном нива приросла благодаря, как сейчас принято говорить, инвесторам - ООО "Заборье" и ООО "Житница Алтая". Владельцы обеих фирм имеют элеваторы, но решили попытать счастья еще и в сельскохозяйственном бизнесе. Правда, амбиции у них разные.

До импортной нам еще далеко

ООО "Заборье" учредили собственники Половиновского элеватора (Красноозерский район Новосибирской области). "Мы пришли на панкрушихинские земли, чтобы загрузить работой наш элеватор и по просьбе здешнего районного начальства, - объясняет замдиректора "Заборье" . - В Новосибирской области свободной земли нет, а тут она по 15 лет не обрабатывалась". В прошлом году сеяли и убирали оставшейся от хозяйства старой техникой по неподготовленным землям. В итоге урожай собрали 7,8 центнера с гектара. Больше потратили, чем заработали.

Нынче - совсем другое дело: намолачивают по 19 ц/га, клейковина 25%, на третий класс свободно тянет. А что изменилось? В хозяйстве появился грамотный агроном. Никоненко долго искал подходящую кандидатуру, среди местных так и не нашел. Зато уговорил "поехать на целину" одного из лучших растениеводов Красноозерского района . В прошлом сезоне загорьевцы подняли 1,5 тыс. га паров и 1 тыс. га зяби. По ним и посеяли. Приобрели в лизинг новую технику - комбайны "Дон", тракторы К-700 и Вт-150. "До импортной нам еще далеко, но отечественную стараемся брать энергонасыщенную, - говорит инженер хозяйства . - Предпосевной агрегат производства "Сибсельмаш" закупили и очень им довольны: за один проход с "Кировцем" выполняет все операции. Вт-150 отлично отработали, без поломок. А вот у всех трех "Донов" уже меняли шайбу качающего механизма".

Если технику можно отремонтировать или поменять на новую, то с людским ресурсом сложнее. За последние годы в селах Велижанка и Зыково (где арендует землю "Загорье") мужики от дисциплины отвыкли. "Вот Россия-матушка: воруют, пьют, работать никто не хочет, - жалуется Игорь Никоненко. - По три-четыре раза меняют место работы: от нас к фермерам и обратно. А что делать? Ведем воспитательную работу, наказываем рублем. Но зарплату выдаем вовремя, во время страды до 7 тыс. руб. доходит".

В довесок к растениеводству инвесторам от бывшего колхоза досталось и небольшое дойное стадо. Оно приносит одни убытки: обслуги больше, чем коров. Но чтобы сохранить занятость для 20 женщин, не усугублять в селе напряженную социальную обстановку, решено ферму не закрывать, а в дальнейшем поменять коров на высокопродуктивных.

По последнему слову науки и техники

Если в ООО "Заборье" пока "попахивает собесом", то руководство ООО "Житница Алтая" твердо настроено зарабатывать деньги на панкрушихинской земле. Совладельцы этой фирмы яровские предприниматели, которые в свое время "поднялись" на торговле бензином, а потом купили акции Славгородского элеватора, построили там мельницу и, естественно, захотели иметь для нее по возможности дешевое сырье. Вести агробизнес решили по последнему слову науки и техники (ну, или близко к тому). Технологическую часть проекта поручили классному агроному из Новосибирской области .

Александр Сергеевич - кандидат сельскохозяйственных наук, в пяти хозяйствах области довел урожайность пшеницы до 30 и выше центнеров с гектара. Таких же результатов он пообещал достичь в течение трех лет на панкрушихинских черноземах. "Нет нерентабельных отраслей, - заявляет ученый. - Есть неправильные технологии. В зернопроизводстве можно добиться окупаемости за два-три года. Когда мы разрабатывали бизнес-план, то рассмотрели две системы земледелия: либо треть земли занимать под парами и иметь вкруговую 18-22 ц/га, либо без паров, но тогда - высочайший уровень интенсификации и урожайность - 35-40 ц/га. В обоих вариантах рентабельность производства находится на уровне 60-80 процентов".

Из-за ограниченности земли было решено пойти по второму пути. При этом посчитали, что выгоднее будет приобрести американскую почвообрабатывающую технику фирмы "Джон Дир", чем российскую или белорусскую. На омских полях она отлично себя зарекомендовала. Затраты горючего на единицу площади в три-четыре раза меньше, производительность во столько же выше, затрат на ремонт почти никаких, недаром американцы дают срок гарантийного обслуживания пять лет.

Яровчане за счет банковских займов приобрели по три трактора и комбайна, два почвообрабатывающих комплекса "Джон Дир", опрыскиватель "Самерс" и посадили на них яровских механизаторов.

"Эта техника окупится за два года, - считает , замдиректора по производству ООО "Житница Алтая". - В этом году каждый трактор вспахал по 15 тысяч га, и ни одной самой мелкой поломки. С любым культиватором они идут на 5-10 км быстрее "Кировца".

Комбайны тоже поражают производительностью: без спешки за три дня убрали почти тысячу гектаров на яровских полях. И с косовицей хлебов на панкрушихинской ниве проблем не ожидается.

Адаптивно-ландшафтная система

За первый год Тарасову на неподготовленных землях удалось получить урожайность пшеницы 18-20 ц/га (при средней по району 14 ц/га). Поля стоят без единой соринки. Содержание клейковины очень высокое. Это неспроста.

"Мы использовали адаптивно-ландшафтную систему земледелия, - объясняет Александр Сергеевич. - Перед тем как посеять, группа почвоведов из ОПХ "Северо-Кулундинское" (Новосибирская область) на основе химического анализа выявила лучшие земли для возделывания пшеницы. Вместе с посевом вносились удобрения. На каждое поле - свое с учетом земли, сорта пшеницы и срока посева. Дозы рассчитывал компьютер. В течение вегетативного периода мы провели с помощью опрыскивателя внекорневую азотную подкормку, часть полей обработали против болезней. Опрыскивание раствором аммиачной селитры ускорило созревание и предотвратило потерю белка в зерне под действием микозных грибков, а применение комплекса гербицидов свело к минимуму сорняки".

Тарасов планирует в эту осень на 5 тыс. га зяби внести 750 (!) тонн азотных удобрений, чтобы на следующий год получить планируемые 30-35 ц/га. А тем, у кого не хватает на удобрения средств, он рекомендует сеять по как следует подготовленным парам: "Не как обычно делают: весной вспашут отвально, потом пробегутся за лето два раза лущильником и успокоились. Это не пары, а создание себе проблем. Пары надо за лето четыре раза обработать, начиная с мелкой и до глубокой вспашки. Тогда земля без всяких удобрений родит 30 центнеров на гектар".

* * *

Прочтя этот материал, руководитель какого-нибудь небогатого хозяйства, возможно, скажет: "Конечно, у переработчиков есть деньги, чтобы эффективно вести производство. А где возьму их я?" Однако в "Житнице Алтая" деньги использовались заемные, причем руководители обоих хозяйств уверены: дело не столько в деньгах, сколько в грамотном их использовании.

"Поэтому мы и стараемся это хозяйство во всем поддержать, - говорит Николай Ряжин, начальник райсельхозуправления, - чтобы на живом примере показать остальным, что пора уходить от допотопной техники и технологии".