сентябрь 21, 2005
"Мы вынуждены пойти на такие меры. Если не повышать тарифы, наше предприятие просто перестанет существовать", - говорит Владимир Куксов, заместитель директора муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия Барнаула.
Денег на предприятии Владимира Куксова едва хватает, чтобы обеспечивать автобусы топливом и платить водителям и кондукторам зарплату. Сейчас МУПАП Барнаула работает в убыток. “У нас нет возможности обновить или даже отремонтировать машины. Наши автобусы старше 12 лет, хотя более шести лет их не рекомендуется эксплуатировать. Кроме этого, штат постоянно сокращается: условия работы и оплата труда не привлекают водителей”, - рассказывает Владимир Куксов.
Единственный источник доходов всех автопредпринимателей - пассажирские перевозки. Поэтому выход из создавшейся ситуации они видят в повышении тарифов. "Мы не хотим этого делать, но топливо нам бесплатно никто не даст", - объясняет , председатель правления Барнаульского городского общества автопредпринимателей.
“Цена проезда должна подниматься вместе с ростом цен на топливо, - считает , заместитель директора ОАО "Междугородные пассажирские перевозки". - Литр солярки в прошлом году стоил 7 рублей, потом 8, 9… Сейчас 15 рублей. А цена проезда выросла всего на рубль за это время. При этом мы должны как-то выжить. Предприятие не может себя полностью обеспечивать. И может так случиться, что в какой-то момент несколько предприятий закроются”.
Однако от цены на топливо зависит не только стоимость проезда, но еще и пресловутый сервис в общественном транспорте, вежливость кондукторов и комфорт поездки. Как говорят предприниматели, все идет по цепочке.
Повысилась цена на топливо - автопредриниматель ищет деньги на его покупку. Денег с продажи билетов не хватает, так как в автобусах (особенно на социально значимых маршрутах) ездят льготники, льготы которых не компенсируются. А платежеспособное население старается уезжать на "Газелях". Тогда предприниматель деньги на топливо берет из суммы, предназначенной на зарплату водителям и кондукторам. Обиженные маленькой зарплатой водители уходят работать на "Газели". Отсюда постоянные жалобы пассажиров на плохих водителей и цену на проезд. Предприниматель и рад бы убрать курящего неаккуратного водителя, да вот только некем его заменить…
"Мы не инициируем повышение тарифов. Мы просто предлагаем возможные варианты решения проблемы. А окончательное слово скажут власти: будет ли повышение тарифов, когда и насколько", - объясняет Владимир Куксов.
По подсчетам автобусников, тариф на проезд в автобусах большой вместимости нужно поднимать минимум до 8,5 рубля. А чтобы предприятие работало с прибылью - до 11 рублей (нужны деньги на текущий ремонт транспорта, на обновление автопарка).
Причем проезд в маршрутках, по мнению перевозчиков, сделать нужно в два раза выше, чтобы часть платежеспособного населения ездила в больших автобусах. Также перевозчики предлагают убрать льготные проездные для пенсионеров.
На прошлой неделе в городскую администрацию было направлено очередное письмо с предложением о повышении цен на проезд хотя бы до 9 рублей. Как сообщили в комитете по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, это письмо сейчас находится на рассмотрении координационного совета по ценообразованию. Когда специалисты произведут все необходимые расчеты, они предоставят главе администрации города отчет. А он уже примет окончательное решение о том, будут ли повышаться цены на проезд в общественном транспорте, на сколько рублей и когда.
Напомним, что автопредприниматели уже неоднократно обращались к мэрии с предложениями и обоснованиями повышения тарифов. Последняя встреча барнаульских транспортников с депутатами Барнаульской городской Думы, со специалистами комитетов по транспорту и финансам состоялась 26 июля текущего года. Тогда по инициативе Барнаульской городской Думы прошел круглый стол, на котором рассматривались проблемы, связанные с работой барнаульского транспорта.
Среди основных вопросов самыми животрепещущими были все те же - пересмотр тарифов на проезд и компенсация убытков, которые несут владельцы транспортных предприятий при перевозке льготников.
“Из-за существующих льгот транспортники несут большие убытки, - констатировала , председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике. - Предположительно в 2005 году сумма, недополученная барнаульскими предпринимателями, составит 30 миллионов рублей”. В первую очередь, рассказала Надежда Анатольевна, это коснулось муниципальных предприятий. Есть наиболее убыточные маршруты, которыми пользуется много пенсионеров.
На решение имеющихся проблем, как заявил , председатель комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, необходимо около 75 млн. рублей в условиях реализации закона о монетизации и около 180 млн. рублей, если все льготы сохранятся.
Генеральный директор ОАО “Междугородные пассажирские перевозки” еще в июле предлагал решить вопрос кардинально: либо повышать тарифы, либо компенсировать затраты. “Предприятия работают себе в убыток, - сказал Сергей Иванович. - Но речь не о прибыли, а о сохранении того, что имеем”.
Вопрос о том, что же конкретно будет сделано, так и остался открытым. В заключении председатель комитета по экономической политике и собственности городской Думы Василий Куц заверил всех присутствующих, что депутаты на следующемзаседании обязательно вернутся к вопросам тарифов и компенсации затрат транспортников.
Прошло почти два месяца, но о проблемах барнаульских транспортников так никто и не вспомнил. Но все же они надеются, что население с пониманием отнесется к повышению тарифов, которые, увы, неизбежны.
Кстати
В Новосибирске в связи с повышением цен на топливо стоимость проезда в частных
автобусах планируют увеличить с восьми до девяти рублей. В Красноярске краевые власти отказались повышать стоимость проезда в маршрутных автобусах до 8 рублей (сейчас там стоимость проезда в маршрутках стоит 7 рублей. - ). Ассоциация автоперевозчиков Красноярска намерена 1 октября выйти на забастовку. В рамках акции протеста все перевозчики - члены ассоциации планируют не выходить на работу до тех пор, пока стоимость проезда не будет увеличена до 8 рублей. В Рубцовске в ближайшее время повышение стоимости проезда не планируется. Горожане смогут и дальше ездить за пять рублей в автобусах и за шесть - в "Газелях".
"А что по этому поводу думаете вы?" Опрос людей на улице:
Анатолий Татьяненко:
- Я вижу простой и эффективный способ - гнать олигархов в шею! Государство должно брать монополию на нефть. Тогда не будет никаких повышений цен ни на топливо, ни на проезд, ни на все остальное.
Нина Максимова:
- Нас, пенсионеров, пока это не касается. Единый социальный проездной еще действует. Но если его уберут, да еще и цены на проезд повысят, то это вообще будет ужасно! Мы тогда просто не сможем никуда ездить. Нам и так пенсии не хватает ни на что. Она у нас две тысячи рублей. Откуда взять денег на проезд? Будем сидеть дома!
Николай Суслов:
- Конечно, стоимость проезда нельзя повышать ни на рубль по одной простой причине. Это понимают и начальство автопредприятий, и власти, и население. Сейчас растут цены на все. На коммунальные услуги, на продовольственные и непродовольственные товары. Если еще и проезд станет дороже, жить народу будет вообще невозможно. Транспортников тоже понять можно, но всем сейчас тяжело и всем надо искать какой-то выход из положения.
Елена Берестень:
- Я не попадала в экстремальные ситуации, но наслышана о происшествиях, участниками которых становятся маршрутные такси. Это, конечно, очень страшно. Сама я постоянно езжу на "Газелях", потому что не хватает времени. Сами водители должны быть друг к другу внимательнее и терпимее.А с повышением цен онив борьбе за каждого пассажирабудут готовы на все. Что делать с культурой водителей, не мне решать. Но кто-то должен отвечать за безопасность пассажиров.
Ольга ПОЛИЕНКО.