июль 18, 2012
С Пенни Фир мы познакомились в винном баре "Ин вино". Но долгий разговор от первой до последней минуты был на трезвую голову. Госпожа Фир работает экспортным менеджером, пожалуй, в самой известной в Новой Зеландии винодельческой компании "Вилла Мария". Она отвечает за продвижение продукции в Россию. Знаете, в каком году была организована "Вилла Мария"? В 1961-м. И за 50 лет винодельня вырвалась на мировой рынок. Нынешний год очень важен для "Вилла Мария" — компания отмечает юбилейный, 50-й урожай. Есть чему у нее поучиться.
Пенни Фир, экспортный менеджер винодельческой компании "Вилла Мария".
Дмитрий Лямзин
— Пенни, виноделие считается одним из древнейших занятий человека. Оно имеет глубокие корни во Франции, Италии, Греции, Египте… Почему и когда им занялись в Новой Зеландии?
— История виноделия в нашей стране насчитывает примерно 170 лет. Началось все с того, что иммигранты привозили с собой виноградную лозу как память о родине. Привозили, можно сказать, в карманах. Типичный пример — основатель винодельни "Вилла Мария" Джордж Фистонич, родители которого были хорватами. Всего за полвека своего существования "Вилла Мария" из маленького хозяйства с площадью виноградников в несколько акров превратилась в крупную всемирно известную компанию.
— Что помогло новозеландцам встать в один ряд с признанными центрами виноделия?
— (Смеется.)Так вам и открой все секреты — вы их тут же скопируете!
— Да что вы, Пенни! У нас собственная гордость, мы всегда идем своим особенным путем. Так что не волнуйтесь — ваши секреты для нас большого практического значения не имеют.
— У нас во главу угла ставится прежде всего качество производимого продукта по всей ценовой линейке, начиная с общедоступных вин и заканчивая резервными позициями. Опять же сошлюсь на пример "Виллы Марии": наши специалисты всецело придерживаются философии "Все начинается с виноградника". Новая Зеландия не самая мощная винодельческая страна, но мы одни из тех, кто вызывает в мире наибольший интерес. Доля нашего вина составляет менее 1% от мирового производства, однако популярность его растет очень быстро.
— Чем же оно отличается от вин Европы, Латинской Америки, ЮАР, США?
— Самобытным стилем. Наша страна — это, по сути дела, два больших острова в Тихом океане. Сказываются прежде всего прохладный морской климат и сильные перепады дневных и ночных температур. Это позволяет выращивать качественный и очень интересный виноград. Из него получают вино с характером ярким, привлекательным, с насыщенными фруктовыми ароматами. В то же время в новозеландском вине сохраняется элегантность, столь любимая европейским потребителем. Таким образом, соединяются традиции Старого и Нового Света.
— Как вы позиционируете свое вино в России? Зачем нам покупать именно новозеландское вино?
— Россияне традиционно предпочитали сладкие и полусладкие вина с выраженным фруктовым характером. Но сейчас ваши соотечественники стали много путешествовать и начали открывать мир вина. Их вкусы меняются. Они по-прежнему желают чувствовать фруктовые ароматы, но при этом не хотят "сладенького". Иначе говоря: пусть будет сухое, но все равно вкусное! Вина из Новой Зеландии как раз такие.
— Насколько сложно продвигать свой бизнес в России? Что мешает?
— Чтобы вести успешный бизнес в России, нужно иметь сильного партнера в России. Мы рады, что нашли виноторговую компанию "Форт", опирающуюся на те же ценности, что и мы. Самая главная из них заключается в том, что мы не стремимся к успеху любой ценой. "Цель оправдывает средства" — это правило не для нас. Превыше всего качество продукции и честное отношение к потребителю. К тому же у компании "Форт" есть представительства по всей России.
Что касается сложностей, то больше всего вопросов возникает с вашим законодательством. Спасает то, что большую часть вопросов берет на себя импортер. Насколько мне известно, сейчас между правительствами России и Новой Зеландии идет диалог о либерализации торговли.
— Какое впечатление производят российские чиновники?
— (Смеется.)Интересный вопрос! Отвечу так: надеюсь на то, что правительства договорятся между собой, а ваши чиновники осознают важность разумного употребления вина… На мой взгляд, им можно посочувствовать: очень сложно управлять такой огромной территорией, когда все так быстро меняется не только в стране, но и в мире.
— Какой доход имеет Новая Зеландия от экспорта вина?
— Это очень важный сегмент в нашей экономике. Вино находится на девятом месте в списке наиболее экспортируемых новозеландских товаров. В июне 2011 года прибыль от экспорта составила $ 1 млрд. Последние 30 лет наблюдалось значительное развитие этой отрасли. Например, в июне 1981 года доходы Новой Зеландии от экспорта вина составили лишь $ 1 млн. А теперь наша продукция доставляется в 88 стран!
— На выпуске каких вин концентрируют свои усилия ваши виноделы? Они больше идут в массовый сегмент, на вина по цене $ 15–20 за бутылку, или же это все-таки премиум-класс?
— Конечно, успех компании зиждется на массовом, более дешевом продукте. Хотя сами профессионалы, конечно же, получают удовольствие от производства более дорогих, серьезных вин.
— Насколько рентабелен ваш бизнес, учитывая серьезную удаленность страны от основных рынков сбыта? Ведь Китай мало пьет вина. Основные потребители сосредоточены в Европе, а транспортировка очень дорогая.
— Большая часть производимого вина продается в самой Новой Зеландии. До недавнего времени у нас в стране не производилось такого количества вина, чтобы экспортировать его в больших количествах. Так как объем производства растет, мы заинтересованы в увеличении доли экспорта — речь, в частности, идет о США, Канаде, России, Австралии, Великобритании. Последняя всегда была традиционным потребителем нашего вина.
Действительно, Новая Зеландия расположена на отшибе, и транспортные расходы получаются большими. Но есть пути решения этой проблемы. Например, вывозить в огромных контейнерах так называемое балковое вино, которое потом можно разливать по бутылкам на месте.
— Если это делать у нас, вы его потом не узнаете.
— Согласна. Такую идею для России вряд ли можно назвать оптимальной, качество можно потерять. Другой способ — облегчить бутылку, сделать ее из более тонкого стекла. "Вилла Мария" уже пошла на это, и, возможно, через несколько лет бутылочное стекло станет еще тоньше. Это будет более экологичное стекло — Джордж Фистонич вопросу экологической чистоты всегда уделяет особое внимание. Правда, мы до сих пор не определились: перевести на новые бутылки только базовую линейку вин "Прайват Бин" или сделать это со всеми линейками? Развивать имидж "зеленой компании" или же сохранить имидж топового вина "Сингл Виньярд Совиньон Блан" за счет толщины бутылки? В 2001 году мистер Фистонич перевел на винтовую крышку все винные линейки для того, чтобы защитить качество, — это была настоящая революция. Возможно, логично то же самое сделать и с весом бутылок.
А в отношении Китая вы заблуждаетесь. Поднебесная стремительно становится одним из главных потребителей вина. Там очень популярной стала профессия сомелье, там полюбили вина из провинции Бордо. Зайдите ради интереса на сайты шато, расположенных в Бордо. Потребители в Азии предпочитают ароматные, богатые вина. И это нам на руку. Многие наши производители видят огромный потенциал в этом регионе, да и конкуренция там не такая жесткая, как на высокоразвитом рынке Европы.
— Ведет ли ваше государство антиалкогольную кампанию? Например, в виде повышения цен на алкоголь или запрета рекламы?
— Виноделие — настолько важный элемент в экономике страны, что государство никогда не станет делать ему что-то во вред. Правительство постоянно подчеркивает необходимость развития в стране винной культуры и увеличения экспорта нашей продукции за рубеж. Оно всячески старается помочь местным винодельческим компаниям — однако придерживается принципа разумного потребления вина и строго охраняет жителей островов от злоупотребления алкоголем. А разве может быть иначе?
— Я понимаю, что надо продавать новозеландское вино в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске, городах с большим и платежеспособным населением? Зачем вам Барнаул?
— Барнаул довольно большой и живой, активный город. Я по-хорошему удивлена уровнем ресторанов и баров. Ваш город не уступает более крупным городам. Так что в Барнауле нам будет интересно работать. Некоторые производители вин побаиваются выходить за пределы мегаполисов, но это нужно делать. Так что Сибирь нас нисколько не пугает. Я впервые побывала в Сибири еще в 1992 году — посетила Иркутск.
— На Алтае пытаются выращивать виноград в промышленных масштабах, чтобы делать из него местное вино. Что вы посоветуете авторам этого смелого эксперимента?
— Пусть берут пример с наших виноделов. Они очень много путешествуют по миру и перенимают опыт у коллег. Виноделы всегда активно делятся своими наработками, потому что одинакового вина не бывает. В каждом регионе свои неповторимые условия, свой тип почв, свой климат. Пусть ваши специалисты приезжают к нам — не пожалеют!
— Какие вина вы посоветуете нашим женщинам? Они ведь в отличие от мужчин в массе своей предпочитают именно "сладенькие" вина.
— Очень важно для них найти доступное и понятное вино. Я бы рекомендовала вашим дамам обратить внимание на продукцию Нового Света: Чили, Аргентина, Австралия, ЮАР и, разумеется, Новая Зеландия и ее Совиньон Блан. Чилийцы производят очень насыщенные и яркие вина, которые лучше всего помогут войти в мир вина. И цена у них заметно ниже, чем у новозеландских, которые недешевы.
— Зачем человеку пить именно вино? Не водку, не коньяк, не самогонку, а именно вино!
— В вине самое главное — это опыт общения с культурой, ментальностью той страны, в которой оно сделано. Вино позволяет осуществлять своеобразные путешествия по всему миру. Даже магистры виноделия, которые познали, казалось бы, все тонкости своей работы, до сих пор "путешествуют". Вино — это космополитический напиток.
— В России любят говорить тосты. Каким будет ваш спич?
— Мне нравится ваша традиция. Она позволяет сделать атмосферу за столом более живой и приятной. В других странах эта процедура быстренькая: "За здоровье!" — и все на этом. Мой спич будет чуть ближе к вашим тостам: "Я давно влюблена в Россию. За здоровье и за счастье жителей вашей страны!"
Вина Новой Зеландии приобрели широкую известность в конце 1980-х годов. И пришла она благодаря сорту Совиньон Блан с Южного острова. Именно он создал новый классический стиль вина, настолько своеобразный и интригующий, что он и поныне остается знаменосцем новозеландского вина. Специалисты говорят, что французский Совиньон Блан обрел в Новой Зеландии вторую родину. Этот сорт вывел небольшую островную страну с прохладным климатом в первые ряды винных производителей Нового Света. Новая Зеландия принесла на всемирный пир такой подарок, который не смогли сделать Австралия и Калифорния, — абсолютно новый, блестящий, успешный винный стиль, воссоздать который с тех пор стремится весь мир. Сейчас новозеландцы предпочитают говорить о своих Шардоне, Рислинге, Пино Нуар и Мерло, но мир по-прежнему благодарен им именно за Совиньон Блан. Кстати, около 70 процентов всех новозеландских виноградников заняты сортом Совиньон Блан.
Семь литров на душу населения — таков ежегодный объем потребления вина в России, по данным "ЦИФРРА".
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Примина (розничная сеть "Винотека") и Татьяну Селиванову (виноторговая компания "Форт").