Достаточно ли полупрофессиональной фотокамеры в руках, чтобы тебя считали фотографом

июль 28, 2012

В последнее время все чаще можно увидеть людей с фотоаппаратом: на улице у фонтана, на концерте, в кафе. Но это не обычные маленькие "мыльницы", а так называемые "зеркалки" (зеркальная камера получила название от зеркал, входящих в оптическую систему фотоаппарата). Увлечение фотографией захватило массы. Но достаточно ли полупрофессиональной фотокамеры в руках, чтобы тебя считали фотографом?

Фотографов делят на любителей и профессионалов. Первые творят "для себя": для семьи, друзей, для выкладывания на собственном профиле в сети. Качество фотографий невысокое, потому что для любителя это не главное. Профи – человек с соответствующим образованием, зарабатывающий фотографией деньги. Его фото могут иметь высокое качество, а могут и не отличаться от любительского (смотря какую цель преследует автор).

Олег Богданов,
фотокорреспондент ИД "Алтапресс":

Сейчас время дизайнеров, диджеев и фотографов. У всех есть возможность зайти в Интернет. А раньше книгу В. П. Микулина о фотографии достать трудно было. Фотоаппарат ничего не дает, главное – усердие. Любители часто совершают ошибки в построении композиции и освещения, плюс зачастую просто отсутствует вкус, некий культурный налет. Профи же постоянно визуально кадрирует пространство, на автомате выделяя удачные ракурсы. Для меня лично профессиональный фотограф – тот, кто зарабатывает своей работой деньги.

Наталья Агапова,
фотограф-любитель:

Мне восемь месяцев назад на день рождения подарили деньги на профессиональный фотоаппарат, о котором я давно мечтала. Сейчас "зеркалки" можно увидеть у каждого второго человека, и этот "каждый второй" считает себя профессионалом. Я – не профи и к этому не стремлюсь. Снимаю для себя, и меня это устраивает. У каждого есть хобби, вот и я люблю гулять с фотоаппаратом. А на самом деле снимать можно и на "мыльницу" – было бы желание!

Никита Гончаренко,
фотостудия Smile:

Настоящий фотограф должен прежде всего обладать чувством прекрасного, как ни банально звучит. Пройти некую "школу стиля". Как говорил в интервью один известный российский фотограф, освоить технику довольно легко на самом деле, а чтобы получить хороший художественный кадр, нужно работать постоянно, что, кстати, способствует саморазвитию. К "озеркаливанию" я отношусь положительно, но мне кажется, что это временно: через два-три года появится новое модное увлечение у народа, и о фотографии забудут многие.

Есть мнение, что хорошую фотографию нельзя сделать без помощи фотошопа и других программ-редакторов. Конечно, чрезмерной обработкой грешат фотографы в сфере рекламы (отсюда всегда подтянутые знаменитости, модели с идеальной кожей, аппетитная еда, на деле являющаяся муляжом). Оно и ясно – глянец есть глянец. Но нужно ли усердствовать с графическими средствами, когда ты делаешь семейное фото или фотографируешь бабочку (цветочек, листик, букашку и т. д.)?

Фотограф Дмитрий Никитин считает, что хорошее фото можно сделать и без фотошопа, но если есть графические редакторы, с помощью которых можно улучшить снимок, – то почему бы этого не сделать.

"Обработка фотографии обязательна. Как минимум, всегда нужно выставлять контраст, цвет, резкость, – говорит Олег Богданов. – Картинка, захваченная фотоаппаратом, отличается от оригинала. Поэтому ее нужно "оживить". Настройки нужно выставлять самостоятельно, если ты работаешь в формате RAW. А вот, допустим, JPEG делает это за тебя. Обработка не является искажением реальности, если, конечно, намеренно не добавляются или убираются какие-то элементы фото".

Некоторые сравнивают редактирование фото с готовкой блюда: попробуйте сделать блюдо без приправ – вроде вполне сносно и съедобно. А потом добавьте в него специи. Вкус будет насыщенным, ярким, индивидуальным. Но и перебарщивать с индивидуальностью не стоит.

Интерес к ретро из индустрии моды пришел и в фотографию. А значит, если в семье завалялся "Зенит" или "Юпитер", не спешите списывать его в утиль: некоторые оттенки цветов, получаемые при проявке фото, не сможет передать ни один принтер. Но стоит учесть, что процесс проявки пленки более длинный и сложный, чем распечатка цифрового фото. Поэтому всю прелесть от процесса смогут уловить только ценители.

Сейчас без особого труда в Барнауле можно записаться на курсы по фотографии с почасовой или месячной оплатой. Как правило, вас ждут со своей техникой. Месячный курс занятий обойдется как минимум в 5000 рублей. Там не обучат в совершенстве владеть ремеслом фотографа, но покажут, как правильно и максимально использовать возможности фотоаппарата. 14–15 тыс. рублей – цена камеры, которая нужна для создания простейших домашних снимков отличного качества. Если же есть желание развиваться, лучше выбрать одну систему (марку фотоаппарата), купить хорошую оптику и брать к ней объективы. А вот у профессионалов б/у фотоаппараты лучше не приобретать. Представьте, что вы покупаете у таксиста Reno Logan…

Некоторые любители превращают фотографию в гонку вооружений, скупая на последние гроши технические примочки для фотоаппаратов и не зная, что с приобретенным делать, или же из лени превращают эту технику в пылящуюся на полке коллекцию. При этом забывая, что отличные снимки можно сделать на обычную "мыльницу". Профи фотографии говорят, что любителю, чтобы стать профессионалом, не нужна дорогая аппаратура. Фотографу важно быть коммуникабельным, легким в общении и дружелюбным – ведь 90% успеха снимка зависит от самого процесса, от того, как он организован.

Екатерина Апалей