август 1, 2012
Лариса Хомайко, обозреватель.
Анна Зайкова
Жара. Барнаулец сидит в Великой Сибирской Реке – теплая вода, помойные берега. Кое-где по помойке разложены пляжные полотенца, на них сидят другие барнаульцы, многие с детьми. Барнаулец увидел меня и закричал из воды: "Вот ты, журналист, напиши, чтобы они что-нибудь сделали! Во что речку превратили!" Другой барнаулец бросил окурок в кусты и сказал горько: "Никто ничего не сделает".
Правильно, никто ничего. Надо просто – подняться с полотенец, собрать весь мусор на берегу и больше не гадить, не швырять тут ничего, включая окурки. Мне кажется, это вообще нетрудно. Но это невозможно. Почему?
Потому, что мы свиньи – есть такая версия, но это версия дилетантов. Обратимся к экспертам, и они охотно нам объяснят, что вся беда от патернализма и иждивенчества, которые цветут в нашем обществе пышным сиреневым кустом. "Государство должно заботиться о людях" – так считают 82% процента граждан нашей страны. С тем, что "люди должны проявить инициативу и сами позаботиться о себе" соглашаются всего 12 процентов.
Государство главнее человека, главнее общества; государство всесильно, а мы бессильны – в общем, это традиционное, советское еще, мировоззрение. И поэтому мы резонно удивляемся, что оно не собирает окурки за нами, беспомощными. "Поджигай все, Маша, – не мое, а наше!" – была такая поговорка в 20-х годах. Не зря же граждане решительно одобряют работу государства по приструнению нашего и без того не богатырского гражданского общества. Одобряют "иностранных агентов", статью о клевете, реестр запрещенных сайтов* – все то, что известный радикал Миша Вербицкий называет "вонючее средневековье".
А вонючее средневековье и должно выглядеть как вонючее средневековье, думаю я теперь, когда прихожу на берег Великой Сибирской Реки.
*По опросам "Левада-центра".