август 10, 2012
Предлагаем вашему вниманию очередной обзор в рамках проекта "Книговорот". Автор - Анастасия Семенчина. "Шантарам", Грегори Дэвид Робертс.
Самое худшее даже в самой лучшей книге- то, что она заканчивается. "Шантарам" изначально прекрасен, ведь удовольствие длится дольше, чем обычно. В книге более 800 страниц страшно-увлекательного приключения. "Шантарам" попал в моё поле зрение и встал на виртуальную полку очереди для прочтения по совету Ф.Бондарчука. Он рекомендовал этот роман актрисе, собиравшейся провести свой отпуск на пляже. Теперь я могу объяснить этот совет- аксиому: роман необъятный не только по количеству драгоценных для ценителя страниц, но и как океан, как космос, по содержанию и сути, дарующий невероятный читательский и человеческий опыт. Читатель, физически находясь в одной точке, воображением, которое со сладким, пряным, острым удовольствием путешествует по Индии, с её трущобами, опиумными притонами, ночными клубами, публичными домами, монастырями и улицами, сливаясь с героем, примеряет разные социальные роли и профессии — торговец оружием, контрабандист и фальшивомонетчик, бомбейский мафиози, врач; друг, брат, сын, любимый и враг.
Жизнь порой сводит нас с людьми ,глядя на которых, мы видим какими мы могли бы стать, но слава богу не стали,- пьяницами, бездельниками, предателями, индивидами с безжалостным умом или наполненным ненавистью сердцем. Но для сохранения равновесия в мире судьба часто заставляет нас жалеть или даже любить этих людей. И мы не можем презирать тех, кого жалеем, или сторониться тех, кого любим" "Когда мы по-настоящему любим кого-нибудь, то сначала больше всего боимся, что он разлюбит нас. Но на самом деле нам надо бояться, что мы разлюбим его, когда он умрёт и оставит нас. Я по-прежнему люблю тебя, люблю всем сердцем. Я не могу подарить тебе мою любовь, но иногда она мешает мне дышать. До сих пор моё сердце погружается иногда в печаль, в которой без тебя нет ни звёзд, ни смеха, ни покоя". "Индийские актёры –лучшие в мире,- сказал один из них,- потому что индийцы умеют кричать глазами" "Мы в Индии можем смотреть иногда, как каждый спит. Мы говорим, что лицо, когда оно спит,- друг всего мира.
Повествование из событий, героев и обстоятельств- это лишь канва. Поэтичной, образной и ошеломительной её делает многогранная, но очень виртуозная мысль. Много мыслей. Многоуровневые мысли и исповедь. Перекрёстная исповедь людей, которые обнажают самые крайние без примесей чувства и отвечают одинаково точно, но контрастно на вопросы бытия. Они разными путями идут к искуплению, выбирая между ненавистью и прощением, в чём и заключена, по мнению автора, история жизни.
Я размышлял, вдыхая воздух, пропитанный пылью и запахами тысяч кухонь. Было так тихо, что я слышал, как пот капает с моего лица , орошая. Будто слезами, одно слово за другим: "справедливость…прощение…наказание…спасти" . "Теперь, когда я стал мудрее и привык к одиночеству, я знаю, что главным в человеке является не жестокость и не стыд, а способность прощать. Если бы человечество не умело прощать, то быстро истребило бы себя в непрерывной вендетте. Без умения прощать не было бы истории. Без надежды на прощение не было бы искусства, ибо каждое произведение искусства- это в некотором смысле акт прощения. Без этой мечты не было бы любви, ибо каждый акт любви — это в некотором смысле обещание прощения. Мы живём потому, что умеем любить, а любим потому, что умеем прощать" "Возьмём в качестве примера мою руку. Я могу вытянуть пальцы и показать тебе ладонь или положить тебе на плечо. Назовём это счастьем. Но я могу также сжать пальцы в кулак, и это будет страданием. Два эти жеста различны внешне, неодинаковы по своим возможностям и противоположны по смыслу, но рука в обоих случая одна и та же. Страдание- это счастье с обратным знаком". "Страдание- это когда ты голоден, не прав ли я? Голод по чему-нибудь — это страдание. А когда нет голода ни по чему, нет страдания. Это же все знают.
Подобно автору, герой романа много лет скрывался от закона. Лишённый после развода родительских прав, он пристрастился к наркотикам, совершил ряд ограблений и был приговорён австралийским судом к 19 годам заключения. В Австралии его прозвали Благородным Бандитом, потому что он ни разу никого не убил, сколько бы банков не ограбил. Бежав на второй год тюрьмы строгого режима, добрался до Бомбея. Он был неоднократно ранен и умирал от голода. Был на настоящей войне. Он выжил, когда другие умирали и погибали.
Они были по большей части лучше меня, просто жизнь их сбилась с пути и, столкнувшись на одном из крутых поворотов с чьей-то ненавистью, любовью и равнодушием, полетела под откос…" "Истина в том, что нет хороших и плохих людей. Добро и зло не в людях, а в их поступках. Люди остаются просто людьми, а с добром или злом их связывает то, что они делают — или отказываются делать…
Эта книга не о покаянии и грусти с вялотекущим повествованием. В ней дерзость и страсть, детальная, но всеобъемлющая красота, колоритный юмор. Ведь "если твоя судьба не вызывает у тебя смеха, ты не понял шутки". Завидую тем, кто ещё не прочитал "Шантарам". Поверьте, вы в самом начале невероятного путешествия. Я планирую отправиться во второе. Оно будет другим, но снова потрясающим. Тайну названия намеренно не раскрываю. Оно неразрывно с повествованием. Готовится экранизация "Шантарам". Продюсером и исполнителем главной роли выступает Джонни Депп. Это вторая страница книги.
Первое, на что я обратил внимание в тот первый день в Бомбее,- непривычный запах. "…"Теперь я знаю, что это сладкий и тревожный запах надежды, уничтожающий ненависть, и в то же время кислый, затхлый запах жадности. Уничтожающий любовь. Это запах богов и демонов, распадающихся и возрождённых империй и цивилизаций. Это голубой запах кожи океана, ощутимый в любой точке города на семи островах, и кроваво-металлический запах машин. Это запах суеты и покоя, всей жизнедеятельности шестидесяти миллионов животных, больше половины которых — человеческие существа и крысы. Это запах любви и разбитых сердец, борьбы за выживание и жестоких поражений, выковывающих нашу храбрость. Это запах десяти тысяч ресторанов, пяти тысяч храмов, усыпальниц, мечетей, а также сотен базаров, где торгуют исключительными духами, пряностями, благовониями и свежими цветами". "Второе, что сразу же дало о себе знать ,-жара. "…." Удушающая влажность превращает нас в амфибий; в Бомбее ты непрерывно вдыхаешь вместе с воздухом воду и постепенно привыкаешь так жить, и даже находишь в этом удовольствие -или уезжаешь отсюда". "И, наконец, люди. "…" — все лица и все формы этого ни на что не похожего многообразия- Индии.
Последняя страница.
Из этого и состоит наша жизнь. Мы делаем один шаг, затем другой. Поднимаем глаза навстречу улыбки или оскалу окружающего мира. Думаем. Действуем. Чувствуем. Добавляем свои скромные усилия к приливам добра и зла, затопляющего планету и вновь отступающим. Несём сквозь мрак свой крест в надежду следующей ночи. Бросаем наши храбрые сердца в обещание нового дня. С любовью -страстным поиском истины вне самих себя — и с надеждой -чистым невыразимым желанием быть спасёнными. Ибо пока судьба ждёт нас, наша жизнь продолжается…