Виталий Дубинкин рассказал о планах и проблемах "СтройГАЗа"

август 14, 2012

"Не уверен, что у нас получится с вами интервью, - заявил генеральный директор строительно-проектно-промышленного предприятия "СтройГАЗ" Виталий Дубикин мне еще в дверях своего кабинета. - Я человек непубличный и привык работать так, чтобы меня никто не знал и мне не мешал. Да и в кресле руководителя я всего полгода…" Однако первое интервью для печатных СМИ с новым руководителем "СтройГАЗа", одного из крупнейших строительных предприятий края, все-таки состоялось. 

Виталий Дубинкин говорит, что политика его не интересует и к власти он не стремится.
Олег Богданов

- Виталий Юрьевич, интервью хотелось бы начать с вопроса о текущих проектах "СтройГАЗа". Так, в конце июня состоялся аукцион по продаже права аренды земельного участка близ ул. 6-й Нагорной под малоэтажное строительство. Возглавляемая вами компания стала победителем торгов. Известно, что в последние годы земельные аукционы в Барнауле - редкость. Для вашей компании было сверхважно победить? Ведь "СтройГАЗ" предложил на аукционе сумму, в два раза превышающую первоначальную стоимость лота.

- У нас не было задачи победить в этом аукционе любой ценой. Просчитав экономическую составляющую участка, мы определили лимит средств, который могли потратить. Эта сумма составляет 57 млн. рублей. В итоге за право аренды компания отдаст 47,5 млн. рублей.

- Вы уверены, что эти затраты окупятся?

- Да, уверен. За рамки определенной нами суммы мы не вышли. Нюанс в том, что большая часть данной площадки, а именно 11,3 га из 20 га, включена в территории особо охраняемых природных зон, и строить мы там ничего не будем.

- Проблема с инфраструктурой и в городе, и в крае стоит остро. Каким образом будете решать этот вопрос на данной площадке?

- С сетями действительно беда. Как эту проблему решишь? Будем сами строить. Сейчас нам необходимо дождаться проектные решения и всю документацию, затем начнем работать. Из общей суммы затрат на данный участок существенная доля будет направлена именно на возведение инфраструктуры.

- Земля близ ул. 6-й Нагорной у компании в аренде на три года. За это время успеете выполнить все работы или будете продлевать аренду?

- Думаю, нам будет достаточно этого времени. Нельзя забывать, что стройка - это особенный бизнес. Много времени уйдет на проектирование, согласование и строительство инфраструктурной сети. Все эти процессы продлятся от одного года до полутора лет. Но оставшегося времени нам будет достаточно.

- Не ждет ли этот участок такая же судьба, как и стройплощадку в поселке Южном? Там земля несколько лет находилось у компании в аренде, а сейчас она вновь выставлена на аукцион.

- Там совсем другая история. Могу только сказать, что арендные платежи там были безумно завышены. Нам выгоднее было отказаться от него. Беда этой стройплощадки, как и большинства в Барнауле, - отсутствие инфраструктуры.

- Некоторые строители считают, что проблемы с инфраструктурой должны решать власти. Вы с этим согласны?

- Уверен, что никто никому ничего не должен. Конечно, каждый должен заниматься своим делом: проектировщик - проектировать, строитель - строить, а власть, то есть заказчик, обеспечивать участок инфраструктурой. Это в идеале. У нас же так пока не получается. Компании сами строят сети, и затраты на инфраструктуру закладываются в квадратный метр, что влияет на стоимость жилья.

Инвестиции уступают подрядам

- Квартал 2008 в Барнауле - это совместный проект алтайских строителей. Мы знаем, что стоимость инфраструктурных сетей в этом квартале - 4 млрд. рублей. Но интересно узнать, на каких условиях и как разделен этот участок между строителями?

- Заказчиком на этом участке выступает "Барнаулкапстрой", генподрядчик - "Спецстрой". Все остальные компании, а именно "ЖСК-166", "Алтайстрой", "Алтайкоксохимстрой", "Алтайэнергожилстрой", "СтройГАЗ" и другие, ведут субподрядные работы и выступают соинвесторами. У каждого предприятия определена своя доля в соотношении с теми объектами, которые будут возводиться. Наша компания в квартале 2008 построит два многоквартирных дома на 32 тыс. кв. метров.

- У "СтройГАЗа" сегодня на территории края достаточно много проектов в рамках госзаказа. Что это дает компании?

- На данный момент большая часть нашего времени уходит на выполнение подрядных работ по госзаказам. Сегодня у нас раздисбалансирован портфель строительно-монтажных работ. Инвестиционная деятельность значительно уступает подрядной. Это в корне неправильно. Мы планируем в течение трех-пяти лет активизироваться именно в направлении инвестиций в жилищное строительство. Цель - не более 50% подрядных работ в портфеле "СтройГАЗа". Госзаказ - это деньги сегодня, а нам нужны инвестиции.

- Будете реже участвовать в тендерах?

- Нет, будем наращивать инвестиционную деятельность.

- Почему раньше этого не делали?

- Мы все оборотные деньги направляли на подрядные работы, так как по Федеральному закону № 94 такая деятельность не авансируется и до завершения проекта приходится финансировать работы самостоятельно.

- Многие компании, напротив, хотят получить больше госконтрактов, так как они подразумевают постоянные деньги.

- Просто многие строительные предприятия находятся в тяжелой финансовой ситуации, и госзаказы для них - это единственная возможность хоть как-то улучшить свое состояние.

Новосибирск - это предел

- "СтройГАЗ" - одна из немногих местных компаний, которая активно ведет деятельность за пределами края. Планируете и дальше идти в этом направлении?

- Сегодня мы работаем в Хабаровске, Горно-Алтайске, Омске и Новосибирске. Самый дальний объект - здание налоговой инспекции в Хабаровске. За этот проект мы взялись лишь потому, что с заказчиком сотрудничаем не первый раз. Нашим перспективным направлением является Новосибирск. Причем главным образом в будущем мы планируем там вести собственное строительство. Выходить туда будем через подрядную деятельность, для налаживания определенных контактов. Откровенно скажу, что там сметная стоимость бюджетных объектов выше, что обеспечивает определенную доходность.

- Есть еще планы, связанные с другими регионами?

- Нет, дальше Новосибирска мы пока не пойдем. Причина в том, что мы столкнулись с рядом трудностей. Это и вахтовая работа, которая требует дополнительных затрат, и работа с документацией, а также контроль качества.

- Увеличивать свое присутствие в Горном Алтае собираетесь?

- Хорошо все иметь в балансе. Увеличивая все время, можно и штаны порвать. Наша задача сегодня - иметь четкое представление о будущем с перспективой на три-пять лет. Для этого нам необходимо улучшить и изменить систему управления в компании. Сейчас для меня это одна из главных задач. Увеличивать будем потом, и делать это соизмеримо нашей мощности.

- А какова сегодня, по вашим оценкам, мощность компании?

- Не могу вам этого сказать, но задел на несколько лет вперед у нас есть. Мы возводим в Барнауле крупный жилой комплекс на ул. Антона Петрова, 254 (32 тыс. кв. метров), начинаем малоэтажное строительство на Моховой поляне (50-70 тыс. кв. метров), а также строительство домов на улицах Молодежной, Брестской и Дзержинского. В "СтройГАЗе" созданы определенные заделы, которые требуют докапитализации. Соизмеримо мощности компании у нас их хватит на пять лет. То есть работой мы обеспечены.

Строить будут наши

- Все земельные аукционы этого года в Алтайском крае выиграли местные компании. Это, безусловно, должно помочь отрасли в трудный период.

- Квадратный метр - это уникальный продукт, и в большинстве случаев - продукт местного производства. Ни из Китая, ни из Америки его не привезешь. Чья бы земля ни была, строить все равно будут наши компании. В роли генподрядчика или субподрядчика - не важно.

- Но для иногородних компаний важнее не построить, а перепродать землю по завышенной цене.

- Тогда этот участок просто никто не будет покупать.

- В связи с низкими объемами незавершенного жилья в Алтайском крае у некоторых экспертов сложилось мнение, что в стадию кризиса строительная отрасль входит только сейчас. Вы согласны?

- Отрасль из кризиса с 2008 года и не выползала. У нас много проблем. Системы управления строительным бизнесом практически нет. Пальцев одной руки будет достаточно, чтобы перечислить компании, которые действительно понимают, что такое менеджмент в этой отрасли. Немаловажно и то, что у алтайских предприятий практически отсутствуют оборотные средства и хоть какой-то капитал. И это только верхушка айсберга. Местным компаниям сегодня очень голодно на рынке. Со стороны кажется, что строители "жируют", но это абсолютно не так. Чтобы это понять, нужно посидеть в кресле руководителя строительной фирмы. За те полгода, что я руковожу "СтройГАЗом", у меня на многое изменились взгляды.

- Влияет ли каким-то образом на деятельность компании тот факт, что основателем "СтройГАЗа" является действующий федеральный сенатор Сергей Белоусов?

- В части инвестиционного строительства покупателю без разницы, кем является Белоусов. Будь он хоть президентом, это ничего бы не изменило. В части подрядной деятельности все разыгрывается на аукционах. Все абсолютно прозрачно. Многое изменилось, еще, может быть, 10 лет назад сенаторство Сергея Белоусова было бы самым решающим фактором. Сегодня же, если "СтройГАЗ" не смог выиграть какой-нибудь аукцион, Сергей Белоусов не позвонит на электронную площадку "РТС-Тендер" и не решит этот вопрос никаким образом.

О чем еще рассказал собеседник

О самостоятельности

- В концерн входит несколько производственных предприятий, которые создают полноценную строительную базу со всеми комплектующими. Это абсолютно самостоятельные компании, с собственными бюджетами. Если кто-то думает, что из цементного завода, входящего в концерн "СтройГАЗ", мы продукцию без остановки лопатой гребем, то он сильно ошибается. Такие умозаключения - архаизм краснодиректорства советского периода. Мы сотрудничаем на условиях купли-продажи. Приведу один пример: из всего объема железобетонных изделий, необходимых "СтройГАЗу" для своей работы, на "ЗЖБИ-100", который является подразделением концерна, мы приобретаем всего 11%.

О престиже профессий

- Сегодня и в строительной, и производственной индустриях катастрофическая нехватка рабочих кадров. Начиная от электросварщиков и заканчивая формовщиками. Это просто беда! Главная причина - упал престиж данных профессий.

О власти

- Я воздержусь от комментариев насчет ухода Александра Мишустина с поста начальника управления по строительству и архитектуре края. В этой индустрии я относительно недавно. Сказать ни плохого, ни хорошего по этому поводу я не могу.

Досье

Виталий Юрьевич Дубинкин родился в Казахстане в 1972 году. Окончил Томский политехнический институт. Карьеру в строительной индустрии начал в "Бухтарминской цементной компании", затем работал на предприятиях в Алма-Ате, Новосибирске и т. д. На Алтай Виталий Дубинкин приехал в 2000 году, познакомившись с Сергеем Белоусовым, прежним генеральным директором компании "СтройГАЗ". Здесь он возглавил дочернее предприятие холдинга "СтройГАЗ-Цемент" ("Голухинский цементный завод"). В январе 2012 года Виталий Дубинкин был назначен и. о. гендиректора, а уже в мае стал генеральным директором "СтройГАЗа".