август 23, 2012
Мы часто видим, как в край приходят инорегиональные торговые компании, которые пытаются привлечь покупателей просторными площадями, сверкающим оборудованием, широким ассортиментом. Сегодня в регионе представлены Metro, "Лента", "М.Видео", "Эльдорадо", "Холидей" и многие другие торговые компании из других регионов. Какие-то из них не стесняются заходить в малые города края: Заринск, Рубцовск, Бийск и др. Очевидно, что гонит их на периферию нарастающая конкуренция в регионах страны, где доходы населения выше, чем у нас.
"Марии-Ра".
Михаил Хаустов
Поэтому все чаще алтайские компании стремятся выйти в такие регионы, где конкуренция меньше, а доходы населения выше.
Я думаю, что мы будем активно развиваться в сторону Омска, Красноярска, Тюмени, Сургута, Нижневартовска. Я не говорю, что это произойдет в течение следующего года. Данный этап развития потребует инвестиций в строительство логистических центров либо покупки. Мы ориентированы на Дальний Восток, где конкуренция меньше, а следовательно, эффективность будет больше.
Однако свою экспансию алтайские компании начинали с близлежащих регионов. Наиболее гостеприимным оказался Новосибирск. Именно здесь подавляющее большинство алтайских сетей открыли первые за пределами региона магазины и закрепились.
Впрочем, здесь, как и везде, наши компании сталкиваются с проблемами.
– Меня тревожит, что региональные власти начинают заниматься протекционизмом, – сетовал в свое время Александр Ракшин, генеральный директор "Мария-Ра". Речь шла как раз о Новосибирске, где тогда еще губернатор Виктор Толоконский предупредил иногородние торговые сети, что те, кто не будет брать продукцию местных производителей, пусть пеняют на себя. Сегодня обязанность брать на полки продукцию местных производителей вменяется сетям практически во всех регионах. В Алтайском крае, кстати, тоже устанавливается обязательная доля местных производителей на полках предприятий торговли из других городов. В то же время наши сети тянут за собой продукцию алтайских производителей на новые рынки.
Отметим, что нашим предприятиям торговли не всегда удается закрепиться за пределами региона. Так, "Мария-Ра" отказалась от развития в Омске, "Парфюм Вояж" ушел из Кемеровской области. Однако большинство компаний все же подстраивается под местную специфику. Чтобы понять, как успешно это получается и где сегодня представлены наши сети, "СК" составил карту размещения алтайского торгового бизнеса за пределами края.
Когда я своим коллегам задаю вопрос, насколько могут в Сибирском регионе разниться ставки аренды земельных участков, то никто даже близко не может угадать правильный ответ. Говорят: "В пять-шесть раз". А на самом деле – в 1 700. И под эти колоссальные цифры подведены соответствующие нормативные акты. Когда мы пришли в город Осинники Кемеровской области, местные депутаты сразу подняли ставки.
Второй пример – наш конфликт с экологическим надзором в Горно-Алтайске. Экологи выписали нам штраф в размере 2 миллионов рублей за отсутствие паспортов на мусорные бачки. Оформление этих паспортов в одной структуре, работающей при экологическом надзоре, обошлось бы нам в 1,5 миллиона рублей. Когда я поинтересовался у экологов: "В чем заключается наше нарушение?", то вразумительного ответа не получил.
Специализация: оптово-розничная торговля строительными и отделочными материалами.
Красноярский край – 3
Кемеровская область – 1
Новосибирская область– 3
Факт
В этом году группа компаний "Практика" . Товар можно заказать с доставкой или забрать покупку в супермаркетах сети самостоятельно. Ранее компания запустила проект "хозяйственных дворов" под открытым небом, где можно купить речной песок, кирпич, кровельные материалы, деревянный погонаж, садовый инвентарь.
Специализация: продажа товаров для дома.
Республика Алтай – 1
Факт
В 1990-е годы собственники ТД "Грааль" супруги Суртаевы развивали небольшие отделы в магазинах, где торговали скобяными изделиями, чистящими средствами и т. д. Эти отделы вообще никак не назывались — покупатели удивлялись самому наличию товаров на полках.
Специализация: оптово-розничная торговля строительными и отделочными материалами. В новосибирском магазине представлены только розничные продажи.
Новосибирская область – 1
Факт
В текущем году компания открыла свой первый магазин за пределами края. Он распложен в торговом центре "Красный мамонт" в Новосибирске.
Специализация: розничная торговля продуктами питания.
Республика Алтай – 6
Новосибирская область – 73
+гостиница "Центральная"
+рынок "Центральный"
Томская область – 33
Кемеровская область – 127
+ крупный ТРЦ "Радуга" 28 тыс. кв. метров.
Факт
Сеть "Мария-Ра" присутствует в 77 населенных пунктах СФО. Оборот сети в 2011 году составил около 35 миллиардов рублей. За пределы края компания вышла в 2005 году и свою экспансию начала с Новосибирска. Первые два магазина были убыточными из–за того, что сеть не могла получить лицензию на реализацию алкоголя. Оборот "Марии-Ра" в 2005 году составлял $ 160 миллионов.
Специализация: оптовая и розничная торговля хозяйственными товарами.
Республика Алтай – 1
Новосибирская область – 12
Томская область – 11
Кемеровская область – 25
Нашей компании сложно приписать стремление к агрессивной политике развития. Мы стараемся, чтобы каждый наш магазин был доходным. Возможно, это объясняется тем, что у нас семейный бизнес. Если бы компания имела много акционеров, соучредителей с разными взглядами на развитие или инвесторов, скорее всего, стратегия была бы иной.
Специализация: продажа компьютерной цифровой и офисной техники, комплектующих, программного обеспечения.
Республика Алтай – 1
Цифра
"Компьютер Град" имеет четыре розничных магазина на территории Алтайского края.
Специализация: продажа продовольственных товаров.
Республика Алтай – 8
+логистический центр
Новосибирская область – 5
Кемеровская область – 3
Факт
В 2011 году "Аникс" стал первой торговой сетью, которая открыла магазин в селе Сростки – на родине Василия Шукшина.
Специализация: продажа электроники, бытовой техники, электроинструментов, вело/мототехники.
Новосибирская область –2
Кемеровская область – 9
Томская область – 2
Республика Алтай – 1
Факт
Сеть "5 элемент" работает на рынке с 2003 года, первый магазин за пределами края компания открыла в Новосибирске в 2010 году.
Специализация: оптово-розничная торговля строительными и отделочными материалами. Также развивает сеть "АрсиДом" – гипермаркеты строительно-хозяйственных товаров.
Новосибирская область – 1
Наша реклама довольно эпатажная, но она работает. Несколько лет назад мы использовали стилистику агитплакатов 20-х годов. Но потом поступили, как фирма Рirelli, и сделали такую рекламу, чтобы она цепляла мужчин. А это основная целевая аудитория "Арсенала". Реклама "АрсиДома" менее эпатажна, она адресована женщинам. В таких роликах персонажи, скорее, вызывают улыбку, симпатию.
Специализация: розничная продажа косметики и парфюмерии.
Кемеровская область – 3 (магазины были закрыты)
Факт
"Парфюм Вояж" считает своим символом Эйфелеву башню. Именно поэтому в 2010 году компания установила на Народной площади в Барнауле (пересечение улиц Исакова и Попова) пятиметровую металлическую копию известного сооружения.
Специализация: продажа товаров народного потребления.
Томская область – 2
Республика Алтай – 1
Факт
В 2011 году в бийском и барнаульском магазинах "Разноторг" произошли пожары.