октябрь 28, 2005
Сайт СМИ.ru предлагает дайджест российской прессы, посвященный передаче в суд уголовного дела против Олега Щербинского – водителя "Тойоты", которую 7 августа 2005 года задел "Мерседес" погибшего губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.
Евгений Трофимов
Во вторник вечером стало известно о том, что уголовное дело, возбужденное по факту гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, передано в суд. Уже по одним заголовкам, под которыми сегодня в российских СМИ вышли материалы на эту тему, можно говорить о том, что выводы следственной бригады, занимавшейся выяснением обстоятельств трагедии, журналистами восприняты крайне неоднозначно.
Автокатастрофа, унесшая жизнь губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, его водителя Ивана Зуева и охранника Александра Устинова, произошла 7 августа 2005 года на 318-м километре трассы М-52 (Новосибирск - Ташанта) у поворота на село Плешково.
В изложении газеты , события развивались следующим образом. 11 утра губернаторский "Мерседес-500" на скорости около 200 км в час летел по трассе Барнаул-Бийск. У поворота к селу Плешково "Мерседес" попытался обогнать с левой стороны поворачивавшую также налево, по направлению к селу, и перекрывшую дорогу "Тойоту Марино", за рулем которой сидел работник местного отделения железной дороги Олег Щербинский. Если бы водитель Евдокимова Иван Зуев принял решение обогнать "Тойоту" справа, "Мерседес" в худшем случае вылетел бы на поле пшеницы и все скорее всего отделались бы легким испугом. Однако Зуев повернул влево. "Мерседес" "чиркнул" "Тойоту" по касательной, вылетел в кювет и со всего маху врезался в придорожную березу. Иван Зуев, охранник губернатора Александр Устинов и Михаил Евдокимов погибли мгновенно. Жена губернатора Галина Евдокимова осталась жива чудом - по сведениям "Известий", за мгновение до ДТП она нагнулась, чтобы поправить пластырь на ноге. Это и смягчило удар.
По поручению замгенпрокурора РФ Валентина Симученкова расследованием уголовного дела, возбужденного по факту гибели губернатора, занялась следственная бригада отдела Генпрокуратуры в СФО.
Как замечает газета , поначалу результаты следствия казались легко предсказуемыми: все говорило в пользу того, что в аварии виновен водитель губернатора Зуев. Во-первых, он намного превысил все мыслимые ограничения скорости (после ДТП первый заместитель начальника ГУ МВД по СФО Анатолий Варнавский сообщал, что Мерседес ехал со скоростью 180-200 километров в час). Между тем пункт 10.3. ПДД РФ гласит, что "вне населенных пунктов разрешается движение: легковым автомобилям и с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т. на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - ".
Во-вторых, напоминает издание, в месте, где произошло столкновение автомобилей, правилами запрещено совершать обгон, а водитель губернатора, несмотря на сплошную разделительную полосу, выехал на встречную полосу и пытался слева обойти "Тойоту".
Однако, как выяснилось, в прокуратуре, заявившей во вторник о том, что следствие по делу о гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова завершено, придерживаются на этот счет иного мнения. Как сообщил во вторник представитель Генпрокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе, "обвинение в нарушении правил дорожного движения предъявлено водителю иномарки, с которой столкнулся "Мерседес" алтайского губернатора".
А газета уточняет, что обвинение по ч. 3 ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения (ПДД), повлекшее гибель двух или более лиц" прокуратура СФО предъявила Щербинскому еще 16 сентября. Теперь дело завершено и передано на рассмотрение в суде Зонального района Алтайского края, что и подтвердила корреспондентам издания и.о. председателя райсуда Галина Щегловская.
Судя по заголовкам типа "Найден виновный в гибели Евдокимова", "В гибели Михаила Евдокимова обвинен правый руль", "Евдокимова убил правый руль", "В гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова все-таки нашли "виновного"" и т.п., журналистов выводы следствия немало озадачили.
"" в этой связи напоминает, что сразу после смерти Евдокимова в катастрофе косвенно попытались обвинить главу УВД края Владимира Валькова, который за неделю до аварии распорядился лишить губернаторский "Мерседес" машин сопровождения. Но в итоге президент России снял с должности милицейского чиновника, и тем дело ограничилось. Зато крайним оказался водитель машины "Тойота" Олег Щербинский, которому не посчастливилось ехать по той же дороге Барнаул-Бийск, что и спешившему руководителю областной администрации, заключает интернет-издание.
Впрочем, в еще большем недоумении находятся непосредственные участники событий. "Обвиняя Щербинского, следствие опирается на 3-й раздел ПДД о движении спецтранспорта, - пояснил в интервью его адвокат Сергей Шмаков. - Раз Евдокимов ехал с мигалкой, значит, Щербинский должен был уступить дорогу, а не поворачивать налево. Однако это место в правилах нельзя трактовать однозначно. В частности, спецтранспортом "Мерседес" губернатора может считаться с большой натяжкой - это ведь не машина инкассации и не "скорая помощь".
Пункт 3.1 ПДД "Движение спецтранспорта" гласит: "Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал. Пользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу". Свидетели, по информации "Известий", говорили, что мигалка на "Мерседесе" работала, а вот сирена - нет.
Сам Щербинский, как пишет газета , вины за собой категорически не признает. По его словам, он остановился на перекрестке, намереваясь совершить поворот налево, когда в его левый борт вскользь ударил "Мерседес". Водитель "Тойоты" настаивает, что не видел ни ехавшей сзади иномарки, ни ее проблесковых маячков. Что, как отмечает издание, неудивительно, если учесть, с какой скоростью приближалась машина губернатора.
Уголовное дело по факту гибели Михаила Евдокимова и его спутников будет рассматривать и.о. председателя суда Зонального района Алтайского края Галина Щегловская. Слушания пройдут в открытом режиме, дата начала пока не определена.
В случае, если суд подтвердит выводы следствия, Щербинскому грозит лишение свободы на срок с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Именно такие санкции предусмотрены ч. 3 ст. 264 УК РФ, инкриминируемой водителю "Тойоты".
Между тем, дело о гибели губернатора Евдокимова, похоже, в очередной раз возродило дискуссию по двум крайне болезненным для практически всех российских автомобилистов вопросам - возможного запрета на ввоз автомобилей с правым рулем (а у Щербинского именно такая машина) и упорядочения пользования спецсигналами.
, например, заканчивают свой материал словами , который во время последней "прямой линии" заявил буквально следующее: "Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае с губернатором Алтайского края... В ДТП участвовала машина с правым рулем. И водитель просто ничего не успел заметить из того, что произошло... С правым рулем. Таких примеров, к сожалению, очень много".
А приводит слова депутата Госдумы, лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина о том, что "данный случай выводит на общую проблему, кто все-таки должен ездить с мигалками". "По правилам надо пропускать машины со спецсигналами и маячками, но, на мой взгляд, это должны быть только машины оперативных служб, но никак не чиновники, депутаты и губернаторы, - считает Похмелкин. - Сейчас же формально дорогу надо уступать представителям власти, что, конечно, неправильно".
При этом еще один собеседник интернет-издания, президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, поделился малоутешительной для водителя "Тойота" статистикой: "По нашим данным, за шесть последних лет во всех авариях, в которых участвовали автомобили чиновников с мигалками, однозначно виновным признавался тот участник ДТП, у которого мигалок не было, во всяком случае, другие прецеденты мне не известны".
Газета.Ru: http://www.gazeta.ru/2005/10/25/oa_175465.shtml
Страна.Ru: http://www.strana.ru/news/263198.html
Известия: http://izvestia.ru/russia/article2940240
Газета.Gzt.Ru: http://gzt.ru/incident/2005/10/25/214659.html
СМИ.ru : http://www.smi.ru/05/08/08/3775709.html