август 29, 2012
В субботу, 1 сентября, начинается новый учебный год. Но для многих родителей и детей он несет не только радостные эмоции. Очередная волна новшеств снова накрыла наши школы, так что далеко не все успели понять, что ожидает детей в ближайшем будущем. Выступить экспертами и объяснить читателям, к чему же стоит быть готовыми школьникам и родителям, согласились преподаватели барнаульской гимназии № 40.
Школа.
Михаил Хаустов
В феврале этого года Министерством образования и науки были утверждены новые правила приема в школы. Текст приказа опубликовала "Российская газета". По новым правилам школы должны в первую очередь принимать детей из своего микрорайона. То есть первыми занимали вакантные места за партами те, кто прописан в районе, где расположено учебное заведение.
Я очень хотел отдать сына в 42-ю школу. Но по прописке мы туда не попадали, а когда в августе пришли подавать заявление, оказалось, что мест уже нет.
– В этом году мы принимали только по прописке, – говорит Елена Бусарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 42. – Но взяли всех, кто подал заявление, увеличив плановый набор на восемь мест.
А вот в гимназии № 40 проблему решили иначе. Как рассказал директор Александр Овсиевский, здесь открыли еще один первый класс, куда смогли попасть все желающие. Но директор советует родителям задуматься над тем, действительно ли ребенок способен осилить обучение по слишком сложной программе. Ведь если он не соответствует требованиям, предъявляемым в "престижной школе", то очень быстро охладеет и к процессу учебы в принципе.
– Родители должны сами принимать решение – надо ли им штурмовать школу только ради того, чтобы иметь некий мифический престиж, – резюмирует Овсиевский.
В 2011 году по новым федеральным образовательным стандартам начали учиться в начальной школе, с первого по четвертый классы, сообщает "Российская газета". Тогда расширился список санитарных правил и норм. Он продолжает пополняться до сих пор.
Например, теперь на одного ученика приходится больше площади – 2,5 метра, а раньше было 2 метра. В каждом кабинете начальной школы должна быть раковина с горячей и холодной водой.
Есть специальные уголки для отдыха, где можно посидеть на перемене. А вот во время уроков теперь можно даже постоять. Для этого в классах должны быть установлены конторки.
– Детям тяжело сидеть целый урок, – объясняет Елена Владимировна. – Поэтому теперь ребенок сможет ненадолго встать за конторку. Такая смена активности – отличная профилактика заболеваний!
Но вот самым масштабным изменениям подвергся не интерьер кабинетов, а сама процедура обучения.
– Новые стандарты, которые внедряют в начальной школе уже второй год, предполагают не набор знаний, который "выдается" ребенку, а личностное развитие каждого ученика. Мы работаем над тем, чтобы выработать умения, необходимые на каждом предмете, например классифицировать или работать с текстом. Но вот едва ли не самой важной стала компьютерная грамотность учеников. Вместе с обучением письму ребенок должен учиться набирать текст на клавиатуре, – рассказывает Елена Владимировна. – Даже изучение искусства уже предполагает знакомство с новыми формами – цифровой фотографией, видеофильмом.
Уклон в проектную и исследовательскую деятельность – еще одно новое веяние в системе образования. Как говорит Елена Дорофеева, изучение предмета "Окружающий мир" сейчас не сводится к чтению учебника. Самое важное – наблюдения и опыты. Для этого в школах должны быть микроскопы, приборы для измерения температуры и, например, оборудование для опытов с водой. В идеале все цифровое. Да и сам компьютер сейчас стал основным рабочим инструментом на уроке. По словам Елены Владимировны, каждый кабинет должен быть оснащен компьютером или ноутбуком, обязательно должен быть проектор, а также принтер и копировальный аппарат.
В числе новшеств и то, что обязательной стала внеурочная деятельность.
– Это могут быть конференции, экскурсии, клубы, исследовательские работы, – объясняет Елена Дорофеева. – Скажем, на занимательной математике ребята учатся решать нестандартные задачи. Каждый ребенок должен выбрать то, что ему интересно. А вот оплачиваются эти занятия из государственного бюджета.
В январе этого года было решено, что учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" с нового учебного года появится в школах на территории всей страны, сообщает "Российская газета". Большего всего боялись таких занятий родители.
– Когда мы узнали, что в школе будут преподавать религию, были просто возмущены! – рассказывает Елена из Заринского района. – Директор объяснял, что никто не будет навязывать моему ребенку свое мировоззрение. Но я все равно боюсь. Мы ведь не можем проверить, что происходит за закрытыми дверями.
– Этот предмет предполагает прежде всего два очень мощных аспекта – нравственный и культурологический, – объясняет Наталья Неверова, учитель основ религиозной культуры и светской этики гимназии № 40. – Не будет никакой пропаганды, а вести уроки будут обычные школьные учителя. Религиозное воспитание – удел семьи, так говорит Конституция. И мы не собираемся нарушать права родителей и детей.
Как говорит Наталья Владимировна, курс предполагает одно занятие в неделю, и рассказывать на нем будут не о ритуалах, а об истории возникновения религий и их самых главных принципах.
– Мы хотим показать, что в мировых религиях много общего. А главная задача – добиться того, чтобы школьники научились уважать другую религию и человека, принадлежащего к ней.
Примечательно, что попытки введения религиоведения в нашей стране уже были. Как рассказала Наталья Владимировна, в начале 90-х годов такой курс уже должен был появиться в расписании, но до конца намерения так и не довели. А вот с этого года все четвертые классы должны будут посещать этот предмет. Предполагается, что полный курс обучения будет длиться шесть лет. Так, начав в 4-м классе, в 9-м ученики должны завершить изучение предмета. А вот с какого блока начать и каким закончить, будут решать сами дети и их родители. В списке шесть наименований: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". То есть каждый ребенок изучит все шесть модулей, только в разное время. На уроках будут не только презентации, но и музыка, множество картинок и даже виртуальные экскурсии. А можно ли повести детей, например, в храм? Как говорит Наталья Владимировна, можно, но только с согласия родителей. Они же должны будут подтвердить, что не против, например, прихода батюшки в класс.
Но вот сами представители церкви считают, что знакомить ребенка с религией нужно как можно раньше.
– Самое лучшее – когда с малых лет ребенка наставляют в вере. Нужно водить его в церковь, воспитывать на примере святых угодников, – считает отец Димитрий (Никитин).
Но не все религиозные семьи выбирают такое поведение.
В буддийских семьях не принято вести речь о каком-то специальном "религиозном" воспитании. Хорошо, если человек выбирает мировоззрение свободно и осознанно. На наш взгляд, нужно разделять государство и религии. Хорошо, если дети получают светское образование, изучают светскую этику, возможно, вместе с историей религий. Но важно, чтобы преподаватели не навязывали детям свои религиозные взгляды.