сентябрь 3, 2012
Старый анекдот: чтобы заставить русского человека прыгнуть в воду, нужно поставить на водоеме табличку: "Купаться запрещено". Так проверенным в веках надежным методом запрета российское Министерство культуры решило, похоже, вновь приобщать население к отдельным, наиболее экзотическим образцам этой самой культуры. Все новостные ленты пестрят сообщениями: ведомство Мединского не пустило в прокат по России сербский фильм "Клип". Тем самым создав прецедент: со времен СССР ни с одной иностранной кинокартиной так у нас не поступали. Тем самым, разумеется, создав повышенный интерес.
Аргументы министерства: это кино – порнуха, чернуха и пропаганда, и пущать нельзя. Аргументы оппонентов: это кино – жесткая неоднозначная картина, правда жизни о современных подростках, приз "Золотой тигр" Роттердамского кинофестиваля и прочая.
Если бы картину не запрещали, "Клип", скорее всего, вышел бы ограниченным прокатом в нескольких столичных кинотеатрах для немногочисленных любителей арт-хауса. Остальные немногочисленные скачали бы его в Интернете. Теперь качают, обсуждают и смотрят массово. Многие, посмотрев, плюются: порнуха, мол, и чернуха (справедливости ради: тех, кто настаивает, что "правда жизни", тоже не так уж мало). Но качают и смотрят – без перевода, на сербском: раз запретили – надо смотреть.
Можно только гадать и спорить, почему недостаточно было просто поставить фильму возрастное ограничение, и было ли сие властное действо глупостью или трусостью, или, как заявили, например, представители российского Киносоюза, "сигналом о новой культурной политике" в стране. Если так, то нам предстоит пробовать на вкус еще не один запретный плод. И не суть, будет ли он шедевром культуры или низкопробной дребеденью – раз запрещено, придется приобщаться.