август 30, 2012
Работникам образования в очередном учебном году скучать не придется: министерские умы, вдохновленные соответствующими указаниями президента, энергично разрабатывают стандарты (причем как для учеников, так и для учителей) и программы по реорганизации. Чтобы оставаться на плаву, нужно успевать реагировать на каждую реформу и реформочку. Чего ждут и требуют от работников сферы образования сегодня?
Школа.
Михаил Хаустов
Об этом на традиционной августовской педагогической конференции рассказал Юрий Денисов, вице-губернатор и начальник краевого управления по образованию.
Переход на новую систему финансирования, подготовка к которому продолжалась чуть больше года, сегодня по-прежнему возглавляет рейтинг вопросов, над которыми в крае еще работать и работать...
Главная наша проблема в том, что мы – руководители всех уровней образования – не сумели до сих пор полностью перестроиться под внешние изменения, в том числе это касается Федерального закона № 83.
Управленцы от образования, по его мнению, пока не научились эффективно расходовать собственные ресурсы. Есть проблемы во взаимодействии с партнерами и общественностью. Так, из некоторых городов и районов, не озвученных начальником краевого ведомства, поступают жалобы на поборы в детских садах и школах, а также на грубое отношение сотрудников к детям и их родителям. Не приносят доброй славы образовательным учреждениям и необоснованно частые смены руководителей, низкие зарплаты сотрудников. Так, в десяти районах края отмечается крайне низкий уровень удовлетворенности качеством работы органов управления образованием.
В этой связи не дает о себе забывать и кадровый вопрос: из года в год растет число учительских вакансий, причем 34% из них открываются по причине ухода на пенсию старых кадров.
Опять же не раскрывая имен, г-н Денисов рассказал о том, что некоторым педагогам-дошкольникам задерживают зарплату. Не везде выделяются деньги на питание и летний отдых детей.
– Одним повышением зарплаты проблему низкой мотивации сотрудников не решить. Муниципалитеты должны уделять внимание социальной защищенности педагогов. – отметил Юрий Денисов.
В соответствии с прогнозом, до 2032 года численность выпускников 9–11-х классов у нас будет характеризоваться нестабильным ростом, сменяющимся в отдельные годы падением. При этом период до 2014 года охарактеризуется относительной недостаточностью рабочих мест, а после 2015 года – дефицитом рабочей силы со средним профессиональным образованием. В кадрах с начальным и высшим профессиональным образованием ощутимого недостатка не будет.
К педагогическому образованию у властей накопилась масса вопросов. Например, считается, что профильные вузы не в полной мере соответствуют запросам рынка. В частности, на Алтае выпускают недостаточно учителей химии.
– В педвузах также довольно низкая практикоориентированность учебных и образовательных программ. Соответственно, необходима реформа педагогического образования в крае. Такая работа ведется в том числе по поручению министерства, – сказал Юрий Денисов.
Министерское задание регионам: до конца года сформировать планы по развитию профессионального образования и предложения по реформе высшего профессионального образования.