Borgward звали Люськой

ноябрь 4, 2005

Не так давно наша газета писала о раритетном автомобиле Borgward Hansa из Бийска, восстановлением которого сейчас занимаются в Барнауле члены “Алтайской федерации автомобильного спорта” (АФАС). Рассказывая нам об истории этой старейшей машины, зампредседателя федерации Сергей Поспелов заметил, что последний владелец Borgward, к сожалению, умер. Но после публикации в “Маркере” выяснилось, что он жив!Владимир Александрович Торшин в тот момент, когда мы приехали к нему в гости, занимался своими “Жигулями” в гараже. Но ради беседы о стареньком Borgward отложил ремонт и пустился в воспоминания.

Раритетную машину он приобрёл в 1981 году. И не где-нибудь, а в ближайшей к Бийску деревне Петропавловке. Автомобиль обошёлся в две тысячи рублей. Так как о машине мечтали давно, то и деньги на неё регулярно откладывали. Но собранной суммы всё равно не хватало, поэтому оформили покупку в рассрочку. Хотели купить отечественный автомобиль 1966-1969 годов выпуска, но он был слишком дорогим. Потому-то и остановились на иностранной старенькой машине.

Приобретённый Borgward Hansa по техническому паспорту был изготовлен в 1939 году в Бремене. Узнать, кто до 1981 года владел им, Владимиру не удалось. Известно только, что на Алтай немецкий автомобиль попал из Ташкента. А уж как туда - остаётся только догадываться.

Машину в семье тут же назвали Люськой. Почему именно этим именем, не могут объяснить и сейчас. Сразу же Borgward стал почти членом семьи.

- Эта машина мне как родное существо была, - говорит Владимир Торшин, и глаза его становятся влажными. - Если я приходил в гараж с похмелья, она не заводилась. Но никогда меня не подводила - не ломалась в дороге и не капризничала. Когда дом строили, нагружал её мешками: и в багажник ставил, и на сиденья. Машина пищала, но ехала.

Как только Торшины купили автомобиль, тут же перекрасили его в чёрный цвет. Зелёную краску, в которую он был выкрашен, Владимир Александрович обдирал вместе с женой вручную. Дообдирали до самой первой краски, которая оказалась тёмно-вишневой. А затем кистью перекрасили в чёрный. Цвет - далеко не единственное из изменений, которым подвергся Borgward благодаря Владимиру Александровичу.

Последний хозяин раритетного авто вырубил в нём деревянные пороги, установил печку, двигатель от “Волги”, мост от “Победы” и подфарники от трактора К-700! Предыдущий хозяин установил на Borgward коробку передач от сенокосилки, из-за чего машина могла разгоняться до 120 км/ч. В советские времена достать , а тем более иномарку, было очень сложно. Вот и приходилось экспериментировать.

На Borgward Торшины объехали весь Горный Алтай, путешествовали по Тувинской ССР. Намотала машина с последними владельцами 300 тыс. км. Ездили на ней до последнего момента и продавать не собирались. Однако пришлось.

- В 2002 году моя пенсия составляла всего лишь 1500 рублей, - говорит глава семьи Торшиных. - А для машины требовалось 20 литров бензина. Жрала она его очень много. В то время объявили о выставке раритетных машин в Бийске. Выгнал я туда и свою. Подошли ко мне “крутые” и говорят: возьмём её у тебя, отреставрируем и будем ездить. Я им сказал, что отдам, только если не распродадут её по запчастям, а действительно будут ездить. Они машину забрали, а через два месяца вернули. “Не потянем по деньгам”, - говорят. Потом машину у меня купил сборщик раритетного авто из Бийска Сергей Бисеров. Продал ему её за 6 тысяч, добавил немного и купил себе “Жигули”. У Сергея мой Borgward простоял три года, после чего он продал его в Барнаул.

- Не волнуйтесь, мы его до ума доведём, - поспешил успокоить Торшина зампредседателя “Алтайской федерации автомобильного спорта” Сергей Поспелов. – Уже ищем для неё запчасти по всему миру.

Кстати, именно из-за запчастей Владимир Торшин и оказался “похороненным”. Сергей Поспелов постоянно просил Бисерова дать ему адрес человека, у которого он купил Borgward. Хотел расспросить его поподробнее об истории машины и поинтересоваться: не завалялись ли в гараже запчастей к ней. Но бийчанин, который и продал Borgward представителям “АФАС”, говорил, что нет уже последнего владельца авто.

- Просто я знал, что у Владимира Торшина никаких запчастей точно не было, - оправдывается Сергей Бисеров. - Думал, ну зачем попусту тревожить пожилого человека. А когда в вашей газете вышел материал про Borgward, то мне позвонил Владимир Торшин и спросил: “Чего же ты меня похоронил раньше времени?” Но ведь я не нарочно, поймите.

Мы думаем, что если верить приметам, то из-за этого недоразумения Владимир Торшин проживёт ещё много-много лет. А его любимая машина приобретёт в ближайшем будущем вторую жизнь.