сентябрь 2, 2012
Эта история началась так.
– В прошлом году шесть школ получили гранты на первороботов. В сентябре я стала обзванивать учителей: "Что делаете с роботом?". "Ничего. Стоит". Ну, я, собственно, так и предполагала, – вспоминает Елена Пузырная, преподаватель Алтайской педагогической академии.
Чуть меньше года назад вместе со студенткой-дипломницей она занялась разработкой дистанционного курса по робототехнике. И вот в преддверии нового учебного года школьники и педагоги встретились – на прошлой неделе в оздоровительном лагере "Березка" состоялась первая профильная смена. Семь дней 60 ребятишек со 2-го по 11-й классы дважды в день занимались программированием и конструированием. А лекции им – и большим, и маленьким – читали вузовские профессоры.
В оздоровительном лагере "Березка" 60 детей из разных городов и районов края обучаются мастерству конструирования и программирования роботов.
Анна Зайкова
Мы приехали после обеда.
– Новички смотрят мультики, они у нас только в первой половине дня занимаются, – объясняет Елена Викторовна.
В лагере под робототехников выделили несколько корпусов и пять учебных аудиторий: две для новичков и по одной для продвинутых малышей, ребят постарше и олимпиадников. С 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00 здесь закипают пытливые умы.
– Наши роботы умеют ездить по черной, извивающейся линии. Могут поворачиваться, искать магниты под белой бумагой, перетаскивать с места на место шарик, – Антон из школы № 9 Новоалтайска только что вместе со своей командой закончил выполнять задание руководителя. Мальчишкам нужно было написать визуальную программу по определению кислотности жидкости. У них получилось: робот без ошибок отличил спрайт от минералки.
– Это не так-то просто: если, допустим, запятую не там поставишь, вся программа будет нарушена, а потом очень долго придется искать и устранять ошибку, – объясняет Антон. – Вообще-то, роботы – полезная штука, но наши пока что – игрушки для обучения.
Руководитель секции Алексей Ушаков, помощник ректора Алтайского института повышения квалификации работников образования по информатизации, не спешит разуверить ребят в том, что все происходящее – игра. Вполголоса все же поясняет:
– Большинство детей приходит сюда именно за игровым моментом, но на самом деле мы имеем дело не с примитивными Lego-роботами, а с профессиональными инструментами. Часто, для того чтобы решить задачу, дети должны задействовать серьезное лабораторное оборудование и датчики. Как вы понимаете, все это может потом быть использовано в учебном процессе.
– Я учу будущих учителей информатики, и у меня здесь, конечно, свой, "шкурный" интерес: научить детей выстраивать алгоритмы, логически мыслить, – добавляет Елена Пузырная. – Роботы – тот инструмент, который позволит педагогу научить ребенка новому взгляду на информатику. Ведь школьник сам может создать и запрограммировать исполнителя. Конструирование как таковое интереснее всего малышам. Ребята постарше, наоборот, ноют, когда приходится разбирать готового робота...
В домике, где работают программисты, над дверями висит листок бумаги: "Комповник".
– Это значит, здесь есть компы, – объясняет Елена Викторовна. И предупреждает: – Ребята вообще не ботаники и даже в чем-то сорванцы.
И еще какие! В младшем классе стоит неперекрикиваемый мальчишеский гул. Нас зазывает команда 42-й гимназии, состоящая из двух Семенов и одного Захара. Им по десять лет. То взахлеб хохоча, то пыжась от важности, рассказывают:
– …Вот, смотрите, тут стоит датчик кислотности, но мы сейчас не можем показать, как он работает: он один на весь лагерь и теперь не у нас. Сюда вот его крепишь, а с другой стороны ставишь баночку с напитками. И робот определяет: в каком просто вода, а в каком, допустим, спрайт.
– Ребята, а как вы начали заниматься робототехникой? Давно это вас интересует?
– Да года три уж. Нас начал учить Алексей Александрович (Ушаков. – Прим. авт.), а потом он ушел из школы работать в университет. Ну а нам-то понравилось. Стали заниматься с другим учителем. А потом – пацаны, помните? – у нас было первое соревнование по кегль-рингу – это когда роботом нужно сбивать кегли, выставленные по окружности.
– И что, вы сами программу для этого писали?
– Да-а-а. Захар, покажи ей программу. Прям всю!.. Мы здесь готовимся к соревнованиям и олимпиадам. Будем участвовать в этом учебном году.
– А много нужно времени роботам посвящать?
– Да не очень. Вот здесь, когда нечего делать, мы иногда и после урока идем копаемся.
– А чем вы еще любите заниматься?
– Танцева-а-ать. Захар на самом-то деле умеет хорошо танцевать брэйк-данс. Покажи-покажи, какой крутой у тебя капюшон…
Антонина Миллер, педагог секции, раскрывает секрет, как обучить таких непосед программированию:
– Я объясняю, что без программы ничего не получится. Вот вы собрали, сконструировали, а зачем? Любая машина должна работать по назначению. Их это цепляет.
Двенадцатилетний Сережа Пузиванов за час реализовал олимпиадное задание для старшеклассников: написал программу, благодаря которой робот может перемещаться строго по цветным квадратам на белом поле.
– Что было самым сложным, Сережа?
– Рассчитать пропорции, в которых должен двигаться робот.
– А давно ты занимаешься?
– Полгода.
– Какого робота мечтаешь собрать?
– Я начинал собирать робота-автомат, который мог бы раздавать напитки, но он не очень получился. Я подумал даже, что это сделать невозможно, а теперь понимаю, что возможно, просто трудно…
А вот в вотчине учителя информатики Георгия Брынина – уже взрослые парни, местные корифеи. За их плечами – не один эксперимент.
– Эти ребята уже решили задачи, которые делали другие дети, им пора переходить на более серьезный уровень, – объясняет Георгий Эдуардович. – Сейчас мы с ними активно изучаем новый язык программирования – текстовый. На нем пишутся все современные программы, в том числе для Windows, Google и так далее. Как только научимся, перейдем на следующий этап – программирование для лабораторных целей. Дети уже, можно сказать, получают профессию, в которой смогут работать в будущем.
– С помощью роботов можно делать абсолютно все. Вот что угодно. Комбинируя детали из разных комплектов, мы делаем своих собственных роботов, – говорит Анатолий Голиков из станционной Ребрихинской школы. Вместе с другом Максимом они несколько лет назад организовали команду. "У Макса хорошо с головой, а у меня с руками", – поясняет парень.
– Самый удачный наш робот был запрограммирован на решение квадратных уравнений. Такая шпаргалка для алгебры классная, – рассказывает головастый Макс. – Правда, пока я писал программу, тема "квадратные уравнения" закончилась.
– Прошлой осенью я поняла, что с роботами в школах нужно что-то делать, чтобы не простаивали. Мы с дипломницей составили пакет уроков для дистанционного обучения, зазвали всех желающих и стали выкладывать лекции, – комментирует Елена Пузырная. – Так получилось, что доступность курса я испытывала на собственной дочери-шестикласснице. Она читала и говорила мне потом, где и что ей непонятно.
Своих учеников мы просили выполнить задание, сфотографироваться с моделью и выслать нам. Так вот и сформировался у нас костяк. В этом году планируем также провести дистанционную олимпиаду и зимнюю смену лагеря. Не хочется бросать эту идею, потому что учителям это все тоже становится интересно. Они, правда, не все знают, что именно делать. Так что многие ребятишки, побывавшие в лагере, уже дадут им фору. Но и это не проблема: мы совместно с институтом повышения квалификации планируем обучить педагогов.
А для ребят, которые желают заниматься, мы с Антониной Валерьевной уже подумываем организовать кружок. Им ведь так интересно. Вот идет "круглый стол", допустим. Большие выступили, а маленькие им сто вопросов: как вы это сделали? А зачем? А сколько времени ушло?.. На выходе мы получим по-настоящему квалифицированные инженерные кадры, которые умеют, знают и горят.
…Тем временем малыши насмотрелись мультиков. Шумной стаей высыпали на веранду, демонстрируют электронные мышеловки и парады планет собственного производства. Они уже открыли для себя робототехнику:
– Ну, сначала было непонятно, как делать, потом нам объяснили. Теперь все интересней и интересней. Уже с датчиками начали работать. А скоро нас научат писать программы!
– А что вы мечтаете сконструировать?
– Мы мечтаем сделать робота со всеми датчиками.
– Их больше двухсот, ты что!
– Больше пятисот!
– Ну, не со всеми, с некоторыми: с датчиком цвета, сжатия… Все равно будет круто.
– Ребята, а может робот когда-нибудь заменить человека?
– Нет, у него души нету.
– Может-может. А еще они могут захватить землю. Некоторые роботы убивают даже программистов, которые их сделали.
– Ой, да это только в кино так, хос-с-спади.
Юным конструкторам и программистам преподавали Анатолий Веряев, профессор, доктор педагогических наук, Алексей Ушаков, помощник ректора АКИПКРО по информатизации образования, Георгий Брынин, заместитель директора по информатизации гимназии № 42, Антонина Миллер, учитель информатики и ИКТ гимназии № 42.
4 девочки занимались в профильной смене по робототехнике. Они мечтают изобрести робота, умеющего делать прически и маникюр.