Какую патентную систему готовят предпринимателям

сентябрь 4, 2012

В крае началось обсуждение законопроекта о патентной системе налогообложения. Первые заседания показали, что документ несовершенен. А наши расчеты доказывают, что некоторым предпринимателям придется платить больше, чем в условиях ЕНВД.

Для владелицы парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе Яны Щербининой (на фото справа) стоимость патента на год может составить 91,5 тыс. рублей.
Ирина Баенкова

Переход индивидуальных предпринимателей на патентную систему бурно обсуждался высокими чиновниками и деловым сообществом почти весь прошлый год. Налоговая новация преподносилась как более понятный и удобный вариант для открытия и ведения своего дела. Патенты были призваны стать стимулом не только для развития предпринимательской инициативы, но и как выход некоторых видов бизнеса из тени.

Однако появившийся законопроект был встречен критично. Дело в том, что в первом чтении он предусматривал полную замену столь привычного ЕНВД на патенты в 2014 году. Однако вопросов у предпринимателей было много, документ потребовал более тщательной проработки, и в итоге было решено продлить переходный период. В "Основах налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013–2014 гг." также прописан переход от ЕНВД к патентной системе, но окончательно он должен произойти лишь в 2018 году. На шесть лет сохраняется право добровольного перехода на патентную систему и возможность ее совмещения с УСН или ЕНВД по разным видам деятельности.

Тем не менее с 1 января 2013 года новая глава НК РФ "Патентная система налогообложения" вступит в силу. Ею смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Они будут уплачивать единый налог в виде 6%-ной ставки к потенциально возможному годовому доходу. При этом размер таких доходов по видам деятельности (от 47 и более) устанавливается законодательным органом субъекта Федерации. Он же вправе расширить перечень видов деятельности.

Именно над региональным документом ("О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налого­обложения на территории Алтайского края") началась работа в АКЗС. Законопроект был подготовлен и выставлен на широкое обсуждение. Предполагается, что в сентябре он будет принят в первом чтении, а в октябре примет окончательный вид.

Два противоречия

Обсуждение законопроекта состоялось 28 августа на "круглом столе", который был организован комитетом АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике. В нем участвовали предприниматели городов и районов края, сотрудники местных администраций, вице-губернатор Владимир Притупов . Павел Нестеров, руководитель регионального отделения "ОПОРы России" и депутат АКЗС, также был в зале. Он рассказал о тех моментах законопроекта, которые нужно доработать. 

Во-первых, это размер потенциального годового дохода, исходя из которого будет рассчитываться стоимость патента. В документе уже есть конкретные цифры по данному показателю для 48 видов деятельности. В АКЗС поясняют, что они были рассчитаны с ориентацией на размер ЕНВД.

Павел Нестеров,
руководитель регионального отделения "ОПОРы России":

Налоговым кодексом не предусмотрена зависимость потенциального годового дохода от места ведения бизнеса. То есть в краевом законе мы обязаны указать потенциальный годовой доход  на вид деятельности независимо от того, где предприниматель ведет бизнес: на "красной линии" в центре города Барнаула, на его окраине, в любом райцентре или в самом отдаленном поселении, к примеру, в Угловском районе. И здесь возникает ряд вопросов: если установить  по минимуму для сельского предпринимателя с небольшим доходом, то предприниматель в центре города будет в огромном выигрыше. Но далее следующий вопрос: тогда кто будет компенсировать выпадающие доходы местного бюджета, из которого финансируются социальные программы?

Второй момент, нуждающийся в доработке, — список видов деятельности, на которые распространяется патентная система. "Чтобы законопроект был максимально применим в крае, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, а также в ОКУН, который уже морально устарел. Там есть еще такие экзотические виды услуг, как ремонт деревянных лодок или заправка газовых баллончиков, — поясняет Павел Нестеров. —  Сегодня  с учетом развития новых технологий, частной инициативы появляются современные услуги, которые еще никак не классифицированы. Например, установка программного обеспечения населению. Потенциальный годовой доход по редким видам деятельности, особенно в сельской местности, необходимо снизить до минимума. С развитием туризма в крае приобретают особую актуальность ремесленничество, художественные промыслы, редкие виды услуг, которые  создают условия для занятости и работают на положительный имидж края".

В  целом, по словам г-на Нестерова, участники определились, что необходимо более конкретно сформулировать и отредактировать текст законопроекта, конкретнее определить критерии и суммы потенциального годового дохода по видам деятельности, чтобы любой предприниматель, прежде чем перейти на патент, мог просчитать, насколько ему это выгодно. "И самое главное, необходимо выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень по изменению принципов определения потенциального годового дохода, в том числе передаче полномочий в этой части на местный уровень, куда идут 90% налоговых отчислений, приходящихся на спецрежимы", — резюмировал он.

На четверть казны

Начальник краевой налоговой службы Валерий Тарада считает, что налоговое законодательство для малого и среднего предпринимательства постепенно совершенствуется. "Патент во многом упростит ведение отчетности, снизит административные издержки и повысит налоговую дисциплину. Сегодня трудно прогнозировать количество предпринимателей, которые выберут патентную систему в нашем регионе, объем налоговых поступлений по данному виду налогообложения и т. д. Об этом можно будет говорить только после окончательного принятия закона в Алтайском крае", — считает он.

Но в ожидании закона нельзя не отметить, что уплата именно спецналогов имеет немалое значение для бюджетной системы, особенно для муниципалитетов. Это легко доказывается цифрами. В I полугодии 2012 года в консолидированный бюджет края по налоговым спецрежимам поступило 1,7 млрд. рублей (7% общего объема платежей). При этом в муниципальные бюджеты — 1,2 млрд. рублей, или 24% от общей суммы поступлений. Почти четверть! Если же говорить о федеральном масштабе, то, к примеру, в 2010 году (более оперативной статистики на сайте ФНС обнаружить не удалось. — Прим. "ВД"), декларации по УСН и ЕНВД подали около 5 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей. Объем этих двух налогов составил 205 млрд. рублей, или 2,7% консолидированного федерального бюджета.

Больше или меньше?

Плата за получение патента будет расщепляться следующим образом: 10% — в региональный бюджет, а 90% — в бюджет муниципалитета. Но готовы ли предприниматели активно пополнять местную казну?

По некоторым видам деятельности, ориентируясь на законопроект, уже сейчас можно рассчитать стоимость патента. Три предпринимателя согласились провести такой эксперимент вместе с "ВД". Валентина Воеводина, владелица фотостудии в Павловском районе. Наемных работников у нее нет. По нашим подсчетам, стоимость патента на год для нее может составить 20,1 тыс. рублей. "Для меня это много, — призналась предпринимательница. — Сейчас я плачу примерно 1,8 тыс. рублей в год".

Сергей Жариков занимается пассажироперевозками в Яровом, он имеет 18 транспортных средств. И размер патента для него будет составлять 437,4 тыс. рублей в год. По оценке бухгалтера предприятия, "это дорого, сейчас общая сумма налогов за год в два раза меньше". А вот для парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе, где работают пять человек, патент может быть более выгодным, чем ЕНВД. Согласно расчету, его стоимость может составить 91,5 тыс. рублей в год. "Сейчас мы платим где-то на 20% больше, — говорит владелица "Афродиты" Яна Щербинина. — Но мне будет сложно единовременно найти такую сумму, чтобы приобрести патент".

"Ваше дело" продолжает следить за развитием событий.

Борис Вольф,
председатель Совета предпринимателей при главе Немецкого национального района:

Мне краевой законопроект о патентной системе показался очень мутным. Меня, например, интересует, будет ли при расчете патента использоваться коэффициент-дефлятор. Смущает то, что в нем не делается различий между городом и деревней. А сумма потенциального годового дохода, я считаю, сильно завышена. Предприниматели зарабатывают существенно меньше. Если этот закон будет принят, то малый бизнес на селе исчезнет. Правда, говорят, что сохранят ЕНВД до 2018 года, но я в это не верю. Когда-то нам говорили, что мы сможем выбирать между ЕНВД и УСН, а потом на деле оказалось, что для каждой из этих систем налогообложения виды деятельности строго определены.

Справка

Проект ЗАКОН Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"

ПРИЛОЖЕНИЕ к закону Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"