Какие предметы исчезнут из новой школьной программы, чем их заменят и что по этому поводу думают педагоги

сентябрь 7, 2012

2 июля вступили в силу новые федеральные стандарты для школы. Какие предметы исчезнут из новой программы, чем их заменят и что по этому поводу думают педагоги?

Школа.
Михаил Хаустов

Обязательными и едиными для всех теперь будут только шесть дисциплин – это русский язык и литература (не два разных предмета, как раньше, а именно один), иностранный язык, математика, Россия в мире (или история), ОБЖ и физкультура.

Кроме этих основных ученику нужно будет выбрать дополнительные дисциплины из так называемых предметных областей. В итоге учебный план должен содержать 9–10 учебных предметов (включая шесть обязательных) и предусматривать изучение не менее одного предмета из каждой предметной области. Таким образом, выбрать придется три-четыре дисциплины.

Например, школьник собирается поступать на популярный юридический факультет. Ему предстоит сдать три вступительных экзамена – ЕГЭ по истории, русскому языку и общество-знанию. Логично предположить, что будущий юрист выберет обществознание, право и еще что-нибудь из предметной области "Естественные науки" (поскольку хотя бы что-то одно из каждой области ученик выбрать обязан), к примеру, физику. За бортом остаются биология, химия, география, экономика и много других предметов.

Также новые федеральные стандарты предполагают деление школьных предметов на базовый и углубленный уровни. Выбирать "глубину погружения" в предмет школьнику также предстоит самостоятельно. Еще одна новинка – к двум обязательным ЕГЭ (русский и математика) теперь добавится третий – иностранный язык. Причем ЕГЭ тоже разбит на уровни – базовый и углубленный, в зависимости от "статуса" изучаемого предмета.

Обязательным для всех будет выполнение индивидуального проекта. Что это такое, не совсем понятно, стандарт говорит по этому поводу следующее: "Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного".

Также в стандарте говорится, что итоговую аттестацию по некоторым предметам, изучаемым на базовом уровне, можно будет пройти в 10-м классе.

Прежде времени паниковать не стоит: несмотря на то что новый стандарт уже вступил в силу, учиться по нему будут те дети, которые сейчас пошли во второй класс, так что впереди еще долгих восемь лет, за которые может многое поменяться.

Константин Рогозин,
доцент кафедры экспериментальной физики естественнонаучного факультета АлтГТУ:

Введение государственного стандарта – это событие, последствия которого могут быть катастрофическими для российского физического образования. Новый министр исключил из числа обязательных предметов физику, химию и много других. По моему мнению, это равносильно признанию, что нормальное образование нам не нужно. 12 лет назад наш университет аналогичным образом исключил из числа вступительных экзаменов физику и химию. Это привело к тому, что школьники перестали готовиться к ним, и мы имеем критически низкий уровень начальных знаний по этим предметам.

На Всемирной конференции по обучению физике, в которой я принял участие в июле, меня очень удивил факт, что за последние 10 лет в США на 30% увеличилось число студентов, которые хотят изучать физику. Такая же тенденция наблюдается в Японии, Голландии, Германии.

Мы заранее себя обрекаем на то, что у наших детей не будет адекватной картины мира, которую создает нам именно физика и другие естественнонаучные дисциплины. Будет пользовательский характер знаний и умений, нас нацеливают на потребление, а не на поиск и создание нового контента и новых технологий. В стране уже сейчас очень мало настоящих профессионалов своего дела – и это наблюдается во всех сферах.

Андрей Громов,
директор гимназии № 22:

В новых стандартах можно найти и плюсы, и минусы. Минусы очевидны – страдает блок естественнонаучных дисциплин. В обществе есть опасение, что снизится общекультурный уровень выпускников, поскольку не все гуманитарные предметы будут обязательными. Сами дети могут быть не готовы выбирать самостоятельно, родители могут быть не готовы… Профильное обучение есть и сегодня, но ведь нет никакой гарантии, что, окончив физико-математический класс в школе, ребенок и дальше пойдет этой дорогой.

Но есть и плюсы. В этих стандартах есть главный, на мой взгляд, принцип – принцип выбора. Возможность создания индивидуальной образовательной программы. В стандартах выражается системно-деятельностный подход: ученик не только получает знания, умения, навыки, но уже в школе учится применять их на практике. Этот стандарт очень напоминает систему бакалавриата в европейских и американских школах для старшеклассников. Я бы сказал, что новые стандарты рассчитаны на "зрелых" учеников, определившихся к 10-му классу со своей дальнейшей жизненной траекторией.

Главные опасения практиков – директоров школ, педагогов – связаны не с содержанием новых стандартов, а с их исполнением. В прошлом году ввели стандарты начальной школы, в 2015-м должны ввести стандарты основной школы, в 2020-м – старшей. Но в документах также говорится, что апробация новых стандартов может быть начата уже с сентября 2013 года. И, на мой взгляд, в ходе апробации надо выявить все возможные факторы риска. А сегодня пока школа к введению стандартов не готова. Во-первых, за восемь лет необходимо подготовить качественные учебные программы. Во-вторых, создать условия для их реализации, прежде всего материальные. В-третьих, необходимо подготовить и переподготовить учителей. Когда это будет сделано, можно будет начинать работать по новым стандартам.

Факты

Первоначальный проект стандартов предполагал всего четыре обязательных предмета: Россия и мир, ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект.

14 обязательных предметов изучают в школе сейчас, их количество менялось с послереволюционных времен только один раз, когда в 80-х годах прошлого века в расписании появилась информатика.