ноябрь 16, 2005
15 ноября в суде Зонального района наконец-то состоялось предварительное слушание. Напомним, что 10 ноября оно было отложено из-за неявки в суд представителей Татьяны Устиновой (вдовы охранника погибшего губернатора) и Тамары Зуевой (вдовы водителя). Состоявшееся слушание длилось почти пять часов, но в результате долгих обсуждений дату первого судебного заседания все же определили – 22 ноября, 10.00. Вопреки ожиданиям представителей СМИ и многих россиян, судебное слушание будет закрытым. Почему?
Как удалось узнать корреспонденту "СК", во время предварительного слушания представители защиты Евдокимовых выступил и с инициативой, чтобы судебные заседания по "делу Щербинского" проводились в закрытом режиме. Это предложение было одобрено Галиной Щегловской, и.о. председателя суда Зонального района (она рассматривает это дело) и Александром Кочергиным, прокурором Алтайского края.
Конечно, по этому предложению была опрошена и другая сторона "одного дела" – сам Олег Щербинский и Сергей Шмаков, его адвокат. Они корректно предложили судье решить этот вопрос. В результате судебное разбирательство по факту гибели Михаила Евдокимова, его охранника и водителя будет проходить в закрытом режиме.
Между тем сразу после гибели губернатора народу, его избравшему, было заявлено чинами самых различных рангов об открытости процесса, об его доступности для всех. Но время заявлений прошло, а реалии настоящего оказались (как и прогнозировали многие) именно в "закрытом режиме".
Поддержка коллег
10 ноября корреспонденты "СК" работали в суде Зонального района, где должно было состояться предварительное слушание по уголовному делу в отношении Олега Щербинского, с "Тойотой" которого столкнулся "Мерседес" Михаила Евдокимова.
Накануне слушания Олег Щербинский работал в ночную смену. И всю ночь думал о предстоящей поездке в Зональный районный суд. Все мысли о предстоящем "мероприятии" были и у его жены Светланы. Судебное слушанье совпало с днем рождения их дочери Насти, но, понятно, было не до праздника.
Подарок - просторную клетку для двух волнистых попугайчиков - девочке сделали заранее.
Олег стоял у здания суда и курил сигареты одну за другой. Рядом с Олегом стояли коллеги железнодорожники.
- Олег сильно изменился за последнее время, - сказал Николай Катунцев, напарник Щербинского. - Раньше хоть пошутит, поучаствует в разговорах. Сейчас - все. Человека как подменили. Только отвечает на вопросы "да" или "нет". А так постоянно молчит. Как еще с работой справляется?
- Мне и так уже все на работе говорят, что я за эти три месяца сильно сдала, - поделилась Света Щербинская, - но ничего с собой не могу поделать. Все мысли только о предстоящем судебном разбирательстве.
А поддержать Светлану приехала подруга Наташа, тоже железнодорожница. "Скоро еще наши подъедут, - сказала Наташа, - хоть так, морально, поможем ребятам. Ведь им сейчас тяжело. Один молчит, другая постоянно плачет. Мы же все это видим".
Что было на предварительном слушании
Предварительное слушание было назначено на 10 утра. Задолго до этого времени журналисты "заняли все удобные места" в коридоре здания суда - слушание, как и положено, закрытое.
Но слушание не состоялось. Его перенесли на 15 ноября - 10 ноября в суд Зонального района не приехали представители двоих потерпевших - Татьяны Устиновой и Тамары Зуевой. Потерпевшую сторону - Галину и Анну Евдокимовых - в суде Зонального района 10 ноября представили два адвоката.
Сергей Шмаков, адвокат Олега Щербинского, успокоил Светлану: "Может быть, и хорошо, что предварительное слушание не состоялось. Зато Олег немного осмотрелся в судебном кабинете, освоился. На следующем заседании уже не будет так сильно нервничать".
И Олег с друзьями поехали в Чемровку. Покупать торт, чтобы не портить праздник дочке.
Если Щербинского не оправдают, железнодорожники не назовут поезд именем Михаила Евдокимова
Как сказал корреспонденту "СК" Валерий Регер, председатель Алтайского территориального комитета профсоюза железнодорожников России, товарищи по профсоюзу решили оказать Олегу Щербинскому юридическую и финансовую помощь. Это решение было единогласно принято на профсоюзной конференции железнодорожников 9 ноября.
- Мы решили обеспечить Олегу от нашей отрасли бесплатную юридическую помощь, - сказал Валерий Андреевич, - его интересы в суде будет представлять и Александр Головин, старший правовой инспектор нашего профсоюза. Но как без материальной помощи? Поэтому выделили первоначальную сумму - 10 тысяч рублей. По мере необходимости еще поможем деньгами. У нас крепкий и дружный коллектив. Своего товарища в беде не оставим.
Также Валерий Регер рассказал о дизель-электропоезде, который должен носить имя Михаила Евдокимова (в свое время это был один из главных пунктов программы по увековечиванию памяти покойного губернатора). Как сказал председатель профкома, электропоезд уже есть. И даже железнодорожная ветка для него выбрана - в бийском направлении. Однако есть одно "но". По словам Регера, поезд "имени Михаила Евдокимова" застучит колесами только в том случае, если Олегу Щербинскому судом будет вынесен оправдательный вердикт.
- Ведь, согласитесь, если нашего железнодорожника признают виновным, а потом по рельсам поедет электропоезд имени Евдокимова, все это расценят как издевательство, - подытожил председатель профсоюза алтайских железнодорожников.
Какой была скорость "Мерседеса"?
Как удалось узнать корреспонденту "СК", в обвинительном заключении, предъявленном Олегу Щербинскому, про скорость губернаторского "Мерседеса" в момент аварии написано: "Выше 65 километров в час".
Тормозной путь "Мерседеса" составил 84 метра. Это после экстренного торможения, предпринятого губернаторским водителем. И уж потом - тяжелый удар о землю, "прыжок" в березу.
По поводу скорости губернаторского лимузина за прошедшие три месяца было высказано множество мнений. Многие профессиональные водители утверждали, что "Мерседес" мог ехать со скоростью 150, или 180, или 200 километров в час. Некоторые утверждали, что "Мерседес" летел по трассе со скоростью 250 километров час.
250 километров в час - это, конечно, фантастика. Предельная скорость автомобиля этой модели составляет 245 километров в час. Контролирует "предел" электроника автомобиля.
Но и загадочное "выше 65 километров в час" ничего не объясняет. С какой скоростью на самом двигался "Мерседес" Михаила Евдокимова по трассе М-52? Лукавить не будем. Как удалось узнать нашему корреспонденту, в обвинительном заключении фигурируют и другие цифры: в результате 25 проведенных (самых различных) экспертиз) специалисты пришли к мнению, что губернаторский лимузин в тот день ехал по трассе со скоростью149 километров в час.
Можно ли увернуться от пули?
Мы связались с Юрием Гейко, известным журналистом, многие годы освещающим в центральной прессе автомобильные темы. Он, кстати, и сейчас рассказывает (на "Авторадио") и пишет (в "Новой газете") о деле Олега Щербинского.
Вот что нам сказал Юрий:
- Очень рад возможности напрямую обратиться к жителям Алтайского края. Я не знаю Олега Щербинского лично. Однажды только видел его мельком по ТВ в передаче, посвященной этой трагедии, - испуганного, мне показалось, насмерть. Именно это его состояние вызвало во мне чувство протеста и ненависти к тем, для кого обыкновенный человек - пыль. Ведь он абсолютно ни в чем не виноват! Даже по ПДД, где в разделе 3.1 говорится, что машины со спецсигналом имеют право пользоваться своим приоритетом "только убедившись, что им уступают дорогу". Его самого, его дочку, всех других пассажиров чудом эта власть не убила!
Разве может быть человек виноватым в том, что он не успел увернуться от пули?! Именно так должны рассматривать эту ситуацию в нормальном государстве с действующими нормальными законами. У нас такое еще нескоро будет. В России за последние годы было пять или шесть случаев с трагическими ДТП, когда "слуги народа" грубо попирали законы на дороге. Но ни разу "властные структуры" не наказывали "слуг". По-моему, это плевок в каждого из нас. И чем больше людей возмутится решением следствия о признании Щербинского виновным, чем больше нас встанет на его защиту, тем скорее настанет наше "цивилизованное время". Может, хоть дети в нем поживут.
Если осудят Щербинского, это все равно что признают виновным каждого из нас с вами. Потому что на его месте, на пути представительского "Мерседеса", а точнее, властной махины мог оказаться любой из нас.