Елена Антипина: "Мы предлагаем три концепции бренда Барнаула"

сентябрь 11, 2012

Как уже писал altapress.ru, креативная лаборатория "Presentация" по результатам открытого конкурса выиграла тендер на "Оказание услуг по разработке бренда города Барнаула". Сайт Рекпортал.ru поговорил с Еленой Антипиной, директором "Presentации" о предстоящей работе.

- Лена, вы подписали контракт с ценой вопроса 500 тыс.рублей? Какой срок отводится на разработку? И что вы должны сделать в итоге?

- Стоимость нашего контракта 296 000 рублей. 150 000 рублей мы внесли в обеспечение контракта, по условиям муниципальных закупок. За 75 дней по техническому заданию мы должны провести маркетинговый аудит, разработать не менее 3 концептов, придумать не менее 10 идей для концепции бренда, проработать  фирменный стиль. Наша рабочая гипотеза будущего бренда: "Барнаул – деловой и туристический центр субрегиона "Большой Алтай".
Считаю, что у каждого места на планете, если подходить с точки зрения геоэкономики, есть своя роль, свое предназначение, уникальность ─ это и является его конкурентным преимуществом.

В этом году мы работали по аудиту имиджа  Республики Алтай,  делали экспертные интервью с представителями бизнеса города Москвы. Интервью показали,  что люди не разделяют Республику Алтай и Алтайский край. Многие считают, что это единый регион со столицей в городе  Барнауле. Но всё же,  Республика Алтай и Алтайский край  разные регионы, у них разные точки сборки под названием города. Если Горно-Алтайск – это ворота в Горный Алтай, то Барнаул – скорее деловой центр перспективного развивающегося трансграничного субрегиона Большой Алтай. Так и нужно позиционировать две разные территории, тогда мы получим каждый свою целевую аудиторию, а не будем делить одну на двоих.  

– Барнаул культурная столица? Или сельскохозяйственная?

– Для Алтайского края Барнаул, безусловно,  культурная столица. Но фишка в том, что город не должен себя позиционировать только для своего региона – это тупиковый путь. Надо  для региона, для города и вовне. Ресурсы приходят в регионы через города. Регион – это пространство, а центральный город – точка сборки и одновременно представление его потенциала всему миру.

Для создания реально работающего бренда недостаточно только бренд-бука, в будущем всё равно нужна будет разработка нормальной маркетинговой стратегии города Барнаула.

– Как вы будете оценивать ментальность?

– Ментальность – тонкая штука, если мы её не понимаем и не учитываем, то можем сделать замечательные вещи, которые были реализованы, например, в Перми, но они не легли на ментальность, не были вовремя объяснены жителям. Для оценки ментальности мы планируем использовать тестовые экспертные системы, которые были разработаны нашими партнёрами, и сейчас патентуются ими в Великобритании.

– Расскажите про Пермь, когда вы  там были?

– В августе в составе делегации с нашими партнерами. После всех переговоров и деловых встреч я решила всё-таки найти знаменитые арт-объекты. Бегала по городу и просила: "Покажите мне большую красную букву "П". Мне отвечали: "Нет у нас большой и красной, только деревянная конструкция". Оказывается, действительно нет. Это была городская сцена, которую уже разобрали к тому времени.  

Вообще, я долгое время не могла понять, что же происходит – такой позитивный кейс, а  жители говорят: "Надоели нам эти художники. Вот мы их не понимаем…". Хотя, в принципе, очевидно, что современное искусство – это продукт на любителя. Какой-то части жителей понравилось, кому-то нет. Плюс, есть такая гипотеза, что все эти мероприятия не совсем базировались на маркетинге территории, как экономической технологии, это был скорее яркий брендинг.

– Получился культурный десант в Пермь: фестивали, арт-объекты, городские указатели, велосипедные дорожки, сувениры…

– Да. Недавно пересматривала мастер-класс Вячеслава Леонидовича Глазычева, которого считаю своим наставником и учителем, к сожалению, недавно от нас ушедшим. Мне посчастливилось с ним лично познакомиться во время работы над имиджевым аудитом Республики Алтай. Это был человек энциклопедических знаний, огромной созидательной энергии, который сразу чувствовал гений места и помогал в разное время очень многим территориям обрести свой смысл жизни. Так вот о Перми он говорил следующее: "Вчера еще тяжелый индустриальный город яростно сегодня спорит об искусстве. Это само по себе есть колоссальный цивилизационный сдвиг". И я тоже считаю, что всё, что там было  сделано – хорошо. Просто в отсутствии геомаркетинговых технологий, оценки региональной ментальности, не все приживается. Однако ничего сейчас трогать ни в коем случае нельзя, надо грамотно переосмысливать и встраивать в будущую маркетинговую стратегию региона.

Но если говорить про российские кейсы, то конечно, Пермь – это самое хорошее, что было направлено на развитие территории, сделано своевременно, людьми, которые понимали тренды, стремились вытащить свою территорию в современное сообщество. Мы ставим такую же задачу, но с желанием избежать ошибок.

–  Над брендом  Перми работал Артемий Лебедев, а в Барнауле вы будете работать над графической частью?

– Администрация города высказала пожелание по фирменному стилю, чтобы он был рождён в ходе широкой общественной дискуссии, и мне кажется это правильным: нужно организовать  конкурс на разработку логотипа. Потому что это покажет весь креативный  потенциал в городе. И те люди, которым хочется  что-то сказать, скажут. В скором времени мы, кстати, планируем запустить тематический сайт проекта.

Вообще, мы в конкурс на разработку бренда Барнаула пошли, потому что мы маркетологи территорий и входим в команду по региональному развитию, работающую в ряде российских регионов. Но имея определенный уровень профессиональной честности и понимание, что бренд рождается самими жителями, хотелось бы максимально увидеть визуальные впечатления всех, кто здесь живет.

– Кто принимает окончательное решение по фирменному стилю, концепциям?

– Мы предлагаем три рабочих концепции. Они обсуждаются на Консультационном совете по туризму администрации города Барнаула, который формировал техзадание. Они останавливаются на одной концепции, и ее мы воплощаем в графике.

Пользуясь случаем, хочу пригласить всех настоящих, бывших и будущих жителей города Барнаула к сотрудничеству! Наши контактные данные: (3852) 622-855, 36-74-16, info@presentation-lab.ru.

Cправка

Елене Антипиной 31 год, не замужем. В 2003 году она закончила АлтГТУ, специальность "Регионоведение". Соискатель диссертации  с темой "Маркетинг территории как эффективный инструмент регионального развития (на примере Алтайского края)".  Член Алтайской торгово-промышленной палаты, Российской ассоциации маркетинга территорий (РОСАМТ) и НП "Гильдия маркетологов" (г. Москва).  Есть образование для хобби: Институт культуры и искусств "Режиссура экранных искусств", а также обучение в магистратуре АлтГУ на специальности "Психология личности". На Международном фестивале географического маркетинга и брендинга OPEN Fest 2012 в Минске проекты "Presentации" были отмечены наградами: выставка-презентация инноваций "Ярмарка изобретений" вошла в шорт-лист, а молодёжный кадровый конкурс "Зеленые дипломы" занял 3 место.