сентябрь 11, 2012
Как уже писал altapress.ru, креативная лаборатория "Presentация" по результатам открытого конкурса выиграла тендер на "Оказание услуг по разработке бренда города Барнаула". Сайт Рекпортал.ru поговорил с Еленой Антипиной, директором "Presentации" о предстоящей работе.
- Стоимость нашего контракта 296 000 рублей. 150 000 рублей мы внесли в обеспечение контракта, по условиям муниципальных закупок. За 75 дней по техническому заданию мы должны провести
маркетинговый аудит, разработать не менее 3 концептов, придумать не менее 10 идей для концепции бренда, проработать фирменный стиль. Наша рабочая гипотеза будущего бренда: "Барнаул –
деловой и туристический центр субрегиона "Большой Алтай".
Считаю, что у каждого места на планете, если подходить с точки зрения геоэкономики, есть своя роль, свое предназначение, уникальность ─ это и является его конкурентным преимуществом.
В этом году мы работали по аудиту имиджа Республики Алтай, делали экспертные интервью с представителями бизнеса города Москвы. Интервью показали, что люди не разделяют Республику Алтай и Алтайский край. Многие считают, что это единый регион со столицей в городе Барнауле. Но всё же, Республика Алтай и Алтайский край разные регионы, у них разные точки сборки под названием города. Если Горно-Алтайск – это ворота в Горный Алтай, то Барнаул – скорее деловой центр перспективного развивающегося трансграничного субрегиона Большой Алтай. Так и нужно позиционировать две разные территории, тогда мы получим каждый свою целевую аудиторию, а не будем делить одну на двоих.
– Для Алтайского края Барнаул, безусловно, культурная столица. Но фишка в том, что город не должен себя позиционировать только для своего региона – это тупиковый путь. Надо для региона, для города и вовне. Ресурсы приходят в регионы через города. Регион – это пространство, а центральный город – точка сборки и одновременно представление его потенциала всему миру.
Для создания реально работающего бренда недостаточно только бренд-бука, в будущем всё равно нужна будет разработка нормальной маркетинговой стратегии города Барнаула.
– Ментальность – тонкая штука, если мы её не понимаем и не учитываем, то можем сделать замечательные вещи, которые были реализованы, например, в Перми, но они не легли на ментальность, не были вовремя объяснены жителям. Для оценки ментальности мы планируем использовать тестовые экспертные системы, которые были разработаны нашими партнёрами, и сейчас патентуются ими в Великобритании.
– В августе в составе делегации с нашими партнерами. После всех переговоров и деловых встреч я решила всё-таки найти знаменитые арт-объекты. Бегала по городу и просила: "Покажите мне большую красную букву "П". Мне отвечали: "Нет у нас большой и красной, только деревянная конструкция". Оказывается, действительно нет. Это была городская сцена, которую уже разобрали к тому времени.
Вообще, я долгое время не могла понять, что же происходит – такой позитивный кейс, а жители говорят: "Надоели нам эти художники. Вот мы их не понимаем…". Хотя, в принципе, очевидно, что современное искусство – это продукт на любителя. Какой-то части жителей понравилось, кому-то нет. Плюс, есть такая гипотеза, что все эти мероприятия не совсем базировались на маркетинге территории, как экономической технологии, это был скорее яркий брендинг.
– Да. Недавно пересматривала мастер-класс Вячеслава Леонидовича Глазычева, которого считаю своим наставником и учителем, к сожалению, недавно от нас ушедшим. Мне посчастливилось с ним лично познакомиться во время работы над имиджевым аудитом Республики Алтай. Это был человек энциклопедических знаний, огромной созидательной энергии, который сразу чувствовал гений места и помогал в разное время очень многим территориям обрести свой смысл жизни. Так вот о Перми он говорил следующее: "Вчера еще тяжелый индустриальный город яростно сегодня спорит об искусстве. Это само по себе есть колоссальный цивилизационный сдвиг". И я тоже считаю, что всё, что там было сделано – хорошо. Просто в отсутствии геомаркетинговых технологий, оценки региональной ментальности, не все приживается. Однако ничего сейчас трогать ни в коем случае нельзя, надо грамотно переосмысливать и встраивать в будущую маркетинговую стратегию региона.
Но если говорить про российские кейсы, то конечно, Пермь – это самое хорошее, что было направлено на развитие территории, сделано своевременно, людьми, которые понимали тренды, стремились вытащить свою территорию в современное сообщество. Мы ставим такую же задачу, но с желанием избежать ошибок.
– Администрация города высказала пожелание по фирменному стилю, чтобы он был рождён в ходе широкой общественной дискуссии, и мне кажется это правильным: нужно организовать конкурс на разработку логотипа. Потому что это покажет весь креативный потенциал в городе. И те люди, которым хочется что-то сказать, скажут. В скором времени мы, кстати, планируем запустить тематический сайт проекта.
Вообще, мы в конкурс на разработку бренда Барнаула пошли, потому что мы маркетологи территорий и входим в команду по региональному развитию, работающую в ряде российских регионов. Но имея определенный уровень профессиональной честности и понимание, что бренд рождается самими жителями, хотелось бы максимально увидеть визуальные впечатления всех, кто здесь живет.
– Мы предлагаем три рабочих концепции. Они обсуждаются на Консультационном совете по туризму администрации города Барнаула, который формировал техзадание. Они останавливаются на одной концепции, и ее мы воплощаем в графике.
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех настоящих, бывших и будущих жителей города Барнаула к сотрудничеству! Наши контактные данные: (3852) 622-855, 36-74-16, info@presentation-lab.ru.
Елене Антипиной 31 год, не замужем. В 2003 году она закончила АлтГТУ, специальность "Регионоведение". Соискатель диссертации с темой "Маркетинг территории как эффективный инструмент регионального развития (на примере Алтайского края)". Член Алтайской торгово-промышленной палаты, Российской ассоциации маркетинга территорий (РОСАМТ) и НП "Гильдия маркетологов" (г. Москва). Есть образование для хобби: Институт культуры и искусств "Режиссура экранных искусств", а также обучение в магистратуре АлтГУ на специальности "Психология личности". На Международном фестивале географического маркетинга и брендинга OPEN Fest 2012 в Минске проекты "Presentации" были отмечены наградами: выставка-презентация инноваций "Ярмарка изобретений" вошла в шорт-лист, а молодёжный кадровый конкурс "Зеленые дипломы" занял 3 место.