сентябрь 12, 2012
Вице-премьер России предложил возродить советский подход к "оборонке" и сделать Академгородок центром создания нового оружия. Новосибирск должен стать центром отечественной "оборонки". Об этом в своей статье в журнале "Власть" заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий российский оборонно-промышленный комплекс. По мнению вице-премьера, надо поддержать новосибирских ученых и промышленников и обеспечить их финансами. Эксперты косвенно подтверждают, что вопрос создания в Новосибирске научно-промышленного центра оборонной направленности поднимался во время визитов в столицу Сибири и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева.
Портал обратился к Дмитрию Рогозину с просьбой порекомендовать человека, который мог бы прокомментировать инициативу создания такого центра в Новосибирске. Вице-премьер посоветовал задать вопросы депутату горсовета Новосибирска Александру Люлько.
Александр Люлько - член общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ; выпускник НГУ; кандидат физико-математических наук. Депутат горсовета Новосибирска.
- Александр Николаевич, что послужило поводом для заявления вице-премьера Рогозина о необходимости создания научно-промышленного оборонного центра в Новосибирске?
- Поводом послужило знакомство Дмитрия Рогозина с разработками институтов СО РАН и посещение им новосибирских оборонных предприятий в феврале 2012 г. Через неделю после приезда Рогозина Академгородок посетил Владимир Путин. После визита он дал поручение до 31 декабря 2012 г. подготовить предложения по созданию в Новосибирской области Центра образования, исследований и разработок. Сейчас государством запланировано потратить на перевооружение армии и оборонно-промышленного комплекса 23 трлн руб.
- А на что планируется потратить средства?
- Тратить такие деньги на производство старых видов вооружения — это разбазаривание средств. Позиция вице-премьера Рогозина — идти от науки, финансировать научные учреждения и предприятия, которые создают самые "прорывные" технологии, самую современную продукцию. Для выполнения этой цели новосибирский Академгородок подходит как нельзя лучше. Он ведь и создавался во многом для решения оборонных задач. Все три академика, основатели Академгородка, М.А. Лаврентьев, С.А. Христианович и С.Л. Соболев, участвовали, например, в "ядерном проекте" СССР. А постановление Правительства СССР о создании физматшколы подписывал Д.Ф. Устинов, который был министром обороны СССР и отвечал за весь военно-промышленный комплекс.
- Какие научные институты и производственные предприятия могут войти в этот центр?
- Костяк должны составить институты СО РАН, хотя только ими дело не ограничивается. Из новосибирских предприятий хорошие результаты по внедрению разработок показывают: "НЭВЗ-Союз", который освоил производство бронекерамики. Новосибирский приборостроительный завод — ведущее предприятие в области производства прицелов. 40 % его продукции идет на экспорт. Мировой лидер в производстве электронно-оптических ОАО "Катод". Его продукцию покупают даже в США. Ну и, конечно же, НАПО им. Чкалова, выпускающее уникальные фронтовые бомбардировщики Су-34. А также заводы НЗХК, "Север".
Рядом с Новосибирском в Кольцово есть совершенно уникальный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" (таких центров в мире всего два, кроме нас есть еще только в Атланте, США). Можно и дальше перечислять. Например, НИИЭП, который выпускает уникальные системы ближней локации. Все знают американские самолеты-невидимки "Стэлс". Так вот — наши ученые из НИИЭП сделали их видимыми, и американцы были вынуждены программу "Стэлс" свернуть, так как эти хваленые "невидимки" превратились в летающие утюги. А каждый такой самолет американцам обошелся в 110 млн долларов. Это далеко не полный список институтов, предприятий и разработок, которые имеются в Новосибирске.
- Какие практические задачи ставятся перед Центром? Дмитрий Рогозин в своей статье упомянул лазерную технику и вооружение, основанное на новых физических принципах.
- Есть, например, сверхзадача, о которой говорится в статье академика В.М. Фомина, опубликованной в том же номере журнала "Власть". Это задача по созданию летательных аппаратов, которые могут перемещаться на гиперзвуковых скоростях, 12 махов и выше (1 мах — скорость звука в воздухе). Для решения этой задачи нужно создавать новые композитные материалы, силовые установки, системы управления, локации, наведения. Решить эту задачу в рамках одного предприятия или одного института невозможно. Нужно организовать целый научно-производственный кластер, возможно, привлекая институты и предприятия не только из Новосибирска.
- А все нити должны сойтись в Академгородке? Но что такое с юридической точки зрения сейчас Академгородок?
- Да, с юридической точки зрения Академгородка не существует. Это всего лишь часть Советского района Новосибирска. Выскажу лично свою точку зрения. Чтобы успешно развиваться и выполнять масштабные задачи, Академгородок должен иметь официальный статус самостоятельного научного центра по типу Сколково.
- И отделиться от Новосибирска?
- У нас в непосредственной близости от Новосибирска есть три научных центра: Кольцово, Краснообск и Академгородок. И только Академгородок не имеет самостоятельного статуса. Это не очень хорошо отражается на развитии Академгородка. Для сравнения, бюджетная обеспеченность одного жителя Кольцово в 2,5 раза выше, чем в Академгородке. Академгородок выполняет стратегические федеральные задачи, он должен быть научным центром федерального подчинения.
Сейчас обсуждаются разные точки зрения, как де-юре закрепить за Академгородком то, что есть де-факто, т.е. статус федерального научного центра. Есть предложение оставить Академгородок в составе Новосибирска, но создать специальный район с внешним управлением. Есть вариант создания в верхней зоне Советского района полноценного самостоятельного наукограда, как Кольцово. При реализации любого из этих вариантов потребуется принятие специального федерального закона.
- Такая идея когда-то уже была...
- Да, беседуя со старожилами научного центра, я от них слышал, что Михаил Алексеевич Лаврентьев предлагал в свое время отделить Академгородок от Новосибирска и объединить его с технически передовым по тем временам Бердском в самостоятельный научно-производственный городок, назвав его Ломоносовград. Но сейчас Бердск уже не тот.
- А какая от этого польза для Новосибирска?
- При реализации любого из вариантов Новосибирск ничего не потеряет. Он как был, так и останется третьим по величине городом России. С точки зрения имиджа Новосибирска Академгородок, так же как и Кольцово, будет восприниматься как часть Новосибирской агломерации. И если рядом с городом появится научный центр мирового уровня, притягивающий инвестиции, то для Новосибирска это только плюс.
- Мы уже участвовали в "гонке вооружений", и это вышло боком для экономики СССР. Не случится ли и сейчас то же самое?
- Существует расхожее мнение, что мы жили плохо в СССР, потому что много тратили на вооружение. Перестали мы финансировать ВПК, и что - стали блестяще жить? Нет. Современные оборонные предприятия — это, прежде всего, самые современные технологии, освоение которых позволяет выпускать и самую современную гражданскую продукцию. В качестве примера приведу компьютеры, интернет, системы навигации. Все это начиналось как военные разработки. Сейчас мы без них не можем представить свою гражданскую жизнь.
- Нет у вас опасения, что Новосибирск через некоторое время будет целиком и полностью зависеть от оборонного заказа? Ведь вслед за витком "гонки вооружений" последует "гонка разоружения". Так уже было...
- Абсолютно нет опасений. Я беседовал с директорами успешных оборонных предприятий. Они понимают, что произойти в нашей стране может всякое, и параллельно с военной продукцией делают гражданскую. К тому же выпуск гражданской продукции в Новосибирске никто сворачивать не собирается. Речь не идет о том, что давайте гражданскую продукцию закроем и будем выпускать только военную. Все должно развиваться параллельно. Нужен разумный баланс в производстве.
- А менеджеры у нас есть, которые способны просчитать этот баланс? Со Сколково более-менее ясно, кто там будет "рулить", а в Новосибирске такие люди есть?
- Как раз со Сколково ничего и не понятно. Там все еще только строится. У нас все уже работает. Нашему Академгородку, который всегда соблюдал разумный баланс, уже 55 лет. И наши успешные предприятия не стояли на месте, в том числе и в деле подготовки кадров управленцев. Прекрасные молодые руководители есть и в НАПО, и в НИИЭП, и в НПЗ, и на "Катоде". Знаю, например, что в НАПО некоторые молодые ведущие менеджеры по организации производства учились у специалистов "Боинга". Недавно генеральным директором НИИЭП стал молодой кандидат наук Амир Алямов.
- Для чего нам тратить такие деньги на оружие? С кем воевать?
- У нас есть соседи, которые открыто к нам предъявляют территориальные претензии и активно вооружаются. В мире продолжается решение спорных вопросов военным путем. Посмотрите, что творится в Северной Африке, в Сирии. Напряженная ситуация с Ираном, а это уже практически на нашей границе. Начинается борьба за ресурсы Арктики, за Северный морской путь. Канада, например, создает арктические войска. И США тоже. Китай, который не является арктической державой, строит ударными темпами ледокольный флот. Мы должны быть готовыми защитить и свою территорию, и свои ресурсы.