На железной дороге сократят 1090 человек

ноябрь 9, 2002

До конца этого года на Западно-Сибирской железной дороге сократят 8 тысяч сотрудников. Об этом алтайские СМИ сообщили в октябре, ссылаясь на заявление министра путей сообщения. "СК" решил разобраться, так ли это на самом деле, какое сокращение ожидает Алтайское отделение дороги и как оно скажется на пассажирах.

Отразится ли сокращение на обслуживании?

В Алтайском отделении железной дороги процесс сокращения персонала уже происходит. Здесь эта цифра, по расчету на прогнозировавшийся в 2003 году объем перевозок, должна была составить 1090 человек. По словам Евгения Шендрика, заместителя начальника Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги по финансам и экономике, снижения качества предоставляемых для пассажиров и грузоотправителей перевозок такие меры ни в коем случае не предусматривают. Сокращение персонала, занятого в перевозочном процессе, не носит механический характер и будет производиться только там, где за счет совершенствования технологии организации перевозочного процесса будет уменьшаться потребность в рабочей силе.

У Валерия Регера, председателя территориального комитета независимого профсоюза железнодорожников, противоположное мнение. На Алтайской железной дороге все сокращения, которые можно было сделать, - уже сделаны, считает он. С 1988 года количество работающих в отделении дороги сократилось на девять с половиной тысяч человек. Главное требование для работы в этой отрасли - безаварийность. Она может достигаться только при стопроцентном выполнении технологии на каждом участке производства, в каждом подразделении.

Людей меньше - зарплата больше

Решение о сокращении численности работающих было принято еще на Февральской расширенной коллегии Министерства путей сообщения. Это было продиктовано необходимостью увеличения производительности труда по сравнению с уровнем прошлого года на 8,5 процента. Согласно планам МПС, к концу 2002 года она должна вырасти. Повышение производительности труда подразумевает либо увеличение объемов работы, либо снижение численности работающих, оптимальным же вариантом является то и другое в комплексе. Кроме того, такое решение позволит повысить работникам отрасли примерно на 50 процентов достаточно низкую заработную плату. Причем это решение распостраняется не только на Западно-Сибирскую железную дорогу, но и на все остальные 16 железных дорог России.

По словам Евгения Шендрика, из-за низкой зарплаты на такой напряженной работе, требующей высокой квалификации, связанной со множеством опасных и вредных факторов, на Алтайском отделении наблюдается отток самых лучших кадров в другие отрасли.

"Повышение заработной платы уже идет с начала года, - говорит Евгений Шендрик, - и за прошедшие девять месяцев среднемесячная заработная плата работников Алтайского отделения дороги выросла на 41,3 процента к аналогичному периоду прошлого года".

"Действительно, с начала года зарплата наших работников повышается, - соглашается Андрей Маевич, председатель объединенного профсоюза локомотивщиков, - но часто случается так, что людей вынуждают брать отпуска и выходные без содержания. Естественно, это отражается на заработной плате не лучшим образом".

Процесс пошел, но не бурно

Как же на Алтайском отделении железной дороги собираются достичь такого масштабного снижения численности работников? Как говорит Евгений Шендрик, это достигается в основном оптимизацией технологии. "В хозяйство пути на сегодняшний день вкладываются самые крупные инвестиции, сюда приобретаются самые современные путевые машинные комплексы, которые позволяют существенно снизить количество ручного труда и, как следствие, количество занятых на этой работе людей. Такая техника внедряется и в других хозяйствах дороги, развиваются информационные технологии, путем упразднения малых подразделений создаются более технологичные крупные объединения. Ни одно подразделение (а их на Алтайском отделении дороги 27) не закроется". Валерий Регер также считает, что новые сокращения, без кардинального изменения технологий невозможны. Но делать это в таком объемном хозяйстве нужно поэтапно. "А руководство отрасли говорит о конкретном сроке сокращения и росте производительности труда - к концу текущего года. По-моему, в таком объеме это тоже нереально".

Сокращения идут, а людей не хватает

Евгений Шендрик уверяет, что сокращения происходят в основном за счет естественного оттока - люди уходят на пенсию, просто увольняются, или находят себе более высокооплачиваемую работу, увольняются за нарушения трудовой и технологической дисциплины:

"За месяц на отделении дороги естественным образом увольняется около полусотни человек. На освободившиеся рабочие места прием людей из других отраслей промышленности не ведется, трудоустраиваются только работники транспорта - с тех участков работы, где их готовы заменить современные технологии и новая техника.

Второе направление снижения численности занятых в перевозочном процессе - это перевод персонала на подсобно-вспомогательную деятельность. Так, например, в вагонном депо станции Алтайская и локомотивном депо станции Барнаул наращиваются объемы по ремонту вагонов и локомотивов, принадлежащих предприятиям, не входящим в систему МПС, таким образом создаются новые рабочие места для работников, высвобождаемых из перевозочного процесса".

"Я считаю, что не должно быть таких масштабных сокращений, - говорит Андрей Маевич, - так как уже сейчас не выполняются нормативы по качеству и технологическому ремонту подвижного состава и локомотивов. Подвижной парк очень сильно изношен, практически не обновляется, ему нужен дополнительный ремонт. Мы столкнулись с тем, что уже два года к нам закрыт прием, и если человек увольняется, то на его место никого не берут. Людей не хватает, машинисты перерабатывают, количество рабочих часов больше нормы - таким образом под вопрос встает безопасность движения. Сейчас мы обратились с письмом к начальнику отделения для того, чтобы принять 25 человек. Позднее будем просить еще".

Названная выше цифра сокращений 1090 - скорее всего и не будет реализована в полном объеме. Пока сокращено только 398 человек. А может, оно и к лучшему?

Ездить в поездах не так страшно.

Справка "СК"

По итогам 9 месяцев на Алтайском отделении железной дороги объем погрузки грузов увеличился на 14,1 процента (на 779 тысяч тонн), а грузооборот на 1,6 процента к аналогичному периоду прошлого года. Пассажирооборот по итогам 9 месяцев находится на уровне 83,6 процента в дальнем сообщении и 82,2 процента в пригородном сообщении к уровню прошлого года.

На Западно-Сибирской железной дороге четыре отделения: Омское, Новосибирское, Кузбасское и Алтайское. В целом, здесь работают более 100 тысяч человек, из них более 80 тысяч заняты в процессе перевозок.

В 1988 году на Алтайском отделении дороги работало 22,4 тысячи человек, из них 19,3 тысячи были заняты в процессе перевозок. Сегодня здесь работает 12,3 тысячи человек, из них 10,6 тысячи заняты в процессе перевозок.