Анна Клепикова объяснила, как и зачем она объединяет молодых предпринимателей

сентябрь 25, 2012

По инициативе и при финансировании Росмолодежи в регионах страны формируются так называемые сообщества молодых предпринимателей. В Алтайском крае лидером сообщества является руководитель фирмы "Мастер эмоций" Анна Клепикова, которая, как она сама говорит, уже считает себя достаточно взрослой для ведения такой общественной деятельности. На прошлой неделе г-жа Клепикова побывала в редакции газеты "Ваше дело" и ответила на все, в том числе и не очень приятные, вопросы.

Анна Клепикова говорит, что после создания сообщества молодых предпринимателей у нее теперь практически не остается свободного времени.
Олег Богданов

— Анна, в стране создавалось немало предпринимательских объединений, в том числе молодежных. Так, в Алтайском крае о себе заявляла Ассоциация молодых предпринимателей России. В чем заключается основная суть очередного объединения, которое создаете вы?

— Основной принцип сообщества молодых предпринимателей в том, что оно создается "снизу". То есть оно появилось не по просьбе или чьему-то приказу, а исключительно по воле самих молодых предпринимателей на основе личных потребностей. Это молодые люди, которые именно самостоятельно открыли свой бизнес. И мы решили объединиться. Я была главным инициатором, смогла пролоббировать программу на региональном уровне для того, чтобы получить некоторое финансирование и собрать такую большую группу людей — уже около 240 человек. Я говорю о программе Федерального агентства по делам молодежи "Ты — предприниматель".

— Вы сказали: "мы решили объединиться". Что послужило толчком к такому решению?

— Три года назад на форуме "Селигер" зародилась идея создания сообщества предпринимателей в регионах. Мне эта идея понравилась, но тогда, думаю, мне еще не хватало уверенности в своих силах. Прошло время, я повзрослела и решила создавать такое сообщество в Алтайском крае.

— В чем главные ценности сообщества? В обмене опытом?

— Да. А также в получении знаний, партнерстве, дружбе, в совместных мероприятиях. Это объединение усилий для развития каждого в отдельности и сообщества в целом.

— Допустим. Но слово "сообщество" пришло к нам из соцсетей. Зачем создавать организацию, если можно развиваться в сетях? И иметь в сообществе не 240 человек, а 240 тысяч.

— Согласна. Реализация проекта для интернет-общения у нас тоже есть. Но очень важно другое: мы пытаемся объединить людей изо всех городов и районов края. И сейчас почти в каждом городе и районе у нас есть свой человек, который был на наших мероприятиях. Мы получали федеральное финансирование как раз для того, чтобы, допустим, собирать людей из 15 районов в одном городе. Мы привозим команду бизнес-тренеров из Новокузнецка и Барнаула, которые в течение трех дней работают с ними. Речь идет не только о тренингах, но и о песнях под гитару, играх в "Мафию" и т. д. То есть мы как можем сплачиваем людей. При этом общая мысль такова: конкуренция — это тупиковый путь в развитии, и лишь партнерство выведет нас на нужный уровень.

— У многих может возникнуть вопрос по поводу целесообразности расходования бюджетных средств на такие мероприятия. У вас были случаи, когда удалось помочь конкретному молодому предпринимателю в разрешении его конкретной проблемы?

— Есть в Алтайском крае предприниматель, который занимается сбором и переработкой ТБО. Он подавал документы на получение гранта губернатора. Наше сообщество совместно с дружественными организациями подготовило несколько рекомендательных писем. И одно из них, от регионального отделения "ОПОРы России", помогло усилить позиции члена нашего сообщества на конкурсе по предоставлению грантов. И он грант получил.

В дальнейшем этот предприниматель с нашей помощью побывал на форумах "АТР" и "Селигер". Благодаря участию в "Селигере" он стал представителем федеральной программы "Эко" в Алтайском крае. Также он получил возможность обучаться в одном из престижных вузов Москвы. Бесплатно.

— То есть у вас некая лоббистская организация?

— Отчасти да. Мы готовы сделать для участников нашей организации все, что в наших силах.

— Вы сказали, что в сообщество входят предприниматели, которые именно самостоятельно создали свой бизнес. Это критерий отбора? И кто точно не сможет стать участником организации?

— Есть ограничение по возрасту — не старше 32 лет. Мы точно не примем в ряды тех, кто в первое же время нашего знакомства нарушает наши принципы. Были прецеденты, когда мы, с трудом найдя молодых предпринимателей в районах, понимали, что они приехали на наше мероприятие просто отдохнуть. По ним это сразу видно. С такими людьми мы расстаемся.

— О каких суммах федерального финансирования деятельности сообщества идет речь?

— Сумму назвать не могу. Средства идут на оплату проживания и питания участников, а также на оплату работы бизнес-тренеров.

Все будет хорошо

— "АТР" и "Селигер" — это, конечно, хорошо. Общение, тусовка. Но зачем проводить эти дорогостоящие форумы за бюджетные деньги? Предприниматели могли бы скинуться сами и прекрасно потусоваться… И еще, вам нравится то, что "АТР" и "Селигер" имеют откровенную политизированную окраску? Везде флаги "Единой России"…

— Я этого не замечала. И я к этому равнодушна. Да, на "Селигере" как-то висели портреты Путина и Медведева. Но ведь это премьер и президент!

— А вы можете представить, чтобы там поместили портрет, например, Рыжкова?

— Будет президентом, разместят и его портрет.

— Если федеральная программа Росмолодежи будет свернута, что произойдет с сообществом молодых предпринимателей в крае?

— Все будет хорошо. Сообщество будет иметь свой бюджет за счет членских взносов. Плюс сейчас идут активные переговоры с партнерскими организациями. Например, со Сбербанком, который, надеемся, предложит членам сообщества особые условия.

Не проблемы, а задачи

— Можете нарисовать социальный портрет молодого предпринимателя, входящего в сообщество?

— 23–29 лет, человек, который имеет образование, стремится к развитию. Он открыл свое дело сам, возможно, с помощью грантов. Как правило, бизнес социально ориентирован и направлен на развитие территории. Это услуги, производство, сельское хозяйство.

— Приведите примеры наиболее успешного ведения бизнеса членами вашего сообщества.

— Игорь Носов и Петр Григорян реализуют интересный проект, связанный с 3D-технологиями. Они герои "Селигера", смогли поздороваться за руку с Владимиром Путиным, предложили сделать 3D-экскурсию по Кремлю. Сейчас идет активная работа над этим проектом. Вообще, Носов и Григорян, став резидентами "Алтайского бизнес-инкубатора" год назад, в данное время развиваются семимильными шагами.

Довольно яркий пример — это бизнес Александра Губкина. Его фирма занимается интернет-проектами, причем речь идет об очень сложных решениях. Среди его клиентов — компании из европейской части России и из других стран.

Что касается провинции, то можно отметить бизнес в Романовском районе. Там молодой человек, довольно успешно занимающийся поставками мяса, нашел рынки сбыта в других регионах.

В Солонешенском районе один парень строит сельскую усадьбу. Он будет работать в туристическом направлении.

— Назовите три основные проблемы, которые сегодня волнуют молодых предпринимателей в районах.

— Давайте говорить не о проблемах, а о задачах. Это более эффективно. Во-первых, развитие территории. Многие направляют собственные средства на некоммерческие социальные проекты. Например, строят детские площадки, работают со школьниками по собственным программам. Вторая задача — пополнение оборотных средств. Здесь помогает фонд микрозаймов, гранты, а можно на время перехватить денег у члена сообщества. Третий момент — личностное развитие.

— А тема проверок со стороны госструктур актуальна для молодых предпринимателей?

— Думаю, нет. Каких-то вопиющих случаев не припомню.

— Вам просто повезло. 10 лет назад предприниматели просто задыхались от проверок…

— Моей фирме скоро исполнится три года, и я уже готовлюсь к плановой проверке.

— Анна, вы часто упоминаете "АТР", "Селигер", Росмолодежь… В связи с этим напрашивается вопрос: вы уже состоите в "Единой России"?

— Нет, никаким образом. Даже если попросят и порекомендуют, скажу: "Нет". Пока моя позиция и внутренние ощущения основываются на том, что я должна находиться вне политики. Хотя я прекрасно понимаю, что какое-то косвенное влияние "Единой России" на Росмолодежь есть. Но каких-то указаний "это хорошо, а это — плохо" нет. Мы развиваемся сами и показываем себя на федеральном уровне.

О чем еще рассказала собеседница

О привлечении новичков

— Изначально мы использовали все способы привлечения новых участников в сообщество молодых предпринимателей: писали письма, очень ласково разговаривали с ними по телефону, обещали им золотые горы. То есть мы их выманивали как могли. Многие не знали ни про форум "АТР", ни про "Селигер". Мы очень ярко новичкам о них рассказывали, скажем так, цепляли эмоционально.

О роли бизнес-инкубатора

— Наша компания, наверное, состоялась бы и без "Алтайского бизнес-инкубатора". Но по моему твердому убеждению, основной плюс бизнес-инкубатора заключается в том, что он является мощным информационным центром. Там проходят все ключевые мероприятия городского, регионального и федерального значения, которые касаются развития не только молодежного, но и всего предпринимательства в целом. Находясь там, мы находимся в центре событий. Еще очень важно, что резиденты бизнес-инкубатора в основном очень амбициозные люди, независимо от возраста и вида бизнеса. И наше объединение на одной площади — это большой плюс.

О вопросе Путину

— Я встречалась на форуме "Селигер" с Владимиром Путиным. Он произвел на меня очень хорошее впечатление. Это естественно, наверное, иначе быть не могло. Но вопрос задать ему не удалось — там был такой ажиотаж. Я хотела спросить его о защите предпринимательства от госпроверок. Ведь у проверяющих есть планы по сбору штрафов. Это неправильно, и предприниматели от этого страдают морально и материально.

Досье

Анна Клепикова родилась в Солонешенском районе Алтайского края. Окончила АлтГУ по специальности "География, туризм", также имеет два дополнительных образования по специальностям "Экономика и управление бизнесом" и "Педагогика и психология". Недавно завершила обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров.

Компания "Мастер эмоций" была создана три года назад при помощи инструмента господдержки малого бизнеса — Анна Клепикова получила грант в размере 300 тыс. рублей. В компании, специализирующейся на внутреннем и выездном туризме, работают четыре человека. "Мастер эмоций" — резидент "Алтайского бизнес-инкубатора" с 2009 года.

Анна Клепикова — победитель регионального этапа конкурса "Молодой предприниматель-2010", участник всероссийского аналогичного конкурса.