сентябрь 25, 2012
Максим Герасимюк
Олег Богданов
История с объявленным в Северной Америке хоккейным локаутом на самом деле весьма поучительна для нас. Разговор в данном случае не о спорте высших достижений, а о том, что любой успешный бизнес следует золотому правилу "жить нужно по средствам", а работодатель и профсоюз до последнего дня должны искать какой-то компромисс. Но если компромисс невозможен, то не нужно всю историю конфликта смешивать с политикой. Это всего лишь спор двух сторон.
Для начала — о сути противоречий. Локаут был объявлен 15 сентября. В этот день истекло трехлетнее соглашение между советом Национальной хоккейной лиги, состоящей из 30 профессиональных клубов, и профсоюзом игроков. Переговоры о продлении соглашения начались давно, и каждая из сторон в этом процессе занимала свою достаточно жесткую позицию. Спорили, как всегда, о долларах. На уступки переговорщики готовы были пойти только в рамках небольшого финансового маневра.
Позиция руководства НХЛ, отстаивающего интересы работодателей (владельцев клубов), выглядит следующим образом. Да, доходы лиги за прошедшие три года выросли и довольно существенно — с
$ 2,1 до $ 3,3 млрд. Но параллельно с этим выросли и контракты хоккеистов. Средний годовой заработок одного игрока уже достиг за океаном отметки $ 3,2 млн., а в момент подписания соглашения был равен
$ 2,1 млн., то есть рост составил более 50%. При этом многие клубы практикуют многолетние соглашения со звездными хоккеистами. К примеру, в феврале 2010 года 26-летний россиянин Илья Ковальчук
подписал 17-летний контракт с клубом "Нью-Джерси" на сумму $ 102 млн.
Далее важно, что из 30 клубов НХЛ больше половины (18) закончили предыдущий сезон с убытками. Успешные клубы с богатой историей ("Торонто", "Рейнджерс", "Монреаль") ворчат, поскольку не готовы делиться деньгами с теми, кто беднее. Но приходится. Отчасти это связано с тем, что общий объем заработков игроков уже составляет 57% от годового дохода лиги. Владельцы клубов не согласны с тем, что средние контракты постоянно повышаются и напоминают "гонку вооружений". К тому же для клубов установлен "потолок" (верхняя планка) и "пол" (нижняя планка) зарплатной ведомости. Эти цифры составляют около $ 59 млн. и $ 46 млн. Получается, что ты можешь позволить себе приобрести либо двух-трех звездных игроков, либо с десяток мастеров средней руки.
Гэри Бэттмен, комиссионер НХЛ, с самого начала переговоров выступил за снижение процента дохода игроков. Желательно с 57% до 50%. Это предлагалось сделать путем постепенного снижения зарплат хоккеистов. Бэттмен в переговорах указывал, что в аналогичных соглашениях в баскетболе и американском футболе владельцы клубов забирают себе 51% и 48% доходов соответственно. А хоккей по популярности в Северной Америке занимает далеко не первые места.
Но на каждого Бэттмена найдется свой Дональд Фер — образец профсоюзного лидера для любой успешной отрасли. В хоккей он пришел из бейсбола, где прославился тем, что также возглавлял профсоюз и организовал первый масштабный годовой локаут (1994–1995 гг.). Фер справедливо говорит о том, что контракт есть контракт и его нужно выполнять, никто же не заставлял владельцев клубов подписывать именно такие суммы. Профсоюзный босс считается непримиримым переговорщиком. Он выступает против многих предложений лиги, в том числе против отмены так называемых "подписных бонусов", которые положены игроку при заключении контракта (у нас это называют "подъемные"). Последнее предложение Фера звучало так: 51% доходов лиги отдать на зарплаты игрокам.
В итоге стороны не договорились, поскольку каждый защищал свои интересы и свои инвестиции. Хоккеисты поехали в богатые клубы нашей КХЛ и там наверняка в убытках не останутся (у нас подоходный налог равен всего 13%). А владельцы клубов, по крайней мере, смогут избежать убытков. Некоторые электронные СМИ пишут о том, что если заработанные деньги НХЛ положит в банк, то совсем скоро они превратятся…
…У нас нет столь сильных профсоюзов, а вот денег, вероятно, больше, нежели у американцев. "Спорт-Экспресс" в пятницу опубликовал материал о возможных доходах звезд российского хоккея в клубах КХЛ (см. статью "Парни на миллиард"). По подсчетам издания, Ковальчук получит за этот сезон 220 млн. рублей, Овечкин и Малкин — по 180 млн. рублей, а Дацюк — 140 млн. рублей. И это, не считая всевозможных бонусов.
"Конечно, все эти баснословные суммы наши звезды получат только в том случае, если локаут продлится весь сезон. В то же время очевидно, что со своей стороны они сделают все, чтобы профсоюз игроков НХЛ максимально жестко вел себя в переговорах с Гэри Бэттменом", — пишет главная спортивная газета страны. Трудно с ней не согласиться.