Почему жители Сибирского поддержали голодовку своего главы?

сентябрь 27, 2012

Кабинет Олега Боронина отличается от кабинетов других сельских глав: вместо обычного портрета Путина там висит большая фотография Михаила Сергеевича Евдокимова. И говорят о Боронине в Сибирском, как когда-то о Евдокимове – с таким же удивленным восторгом: "Он не за чиновников, а за людей".

Олег Боронин.
Анна Зайкова

Посмотреть фотогалерею на сайте.

– Они бы что-то вырезали, что-то запаяли и запустили старый котел. А он в декабре встал бы, и тогда – тюрьма, – о том, что у него "не было выбора особо-то", глава Сибирского рассказывает, перекрикивая рычание экскаватора. В конце декабря на месте стройки заработает модульная котельная. Все говорят, что , – деньги, 23 миллиона 600 тысяч  рублей, выделили на третий день его голодовки.

В Сибирском сельсовете юридически шесть деревень, фактически – девять. Это один из крупнейших сельсоветов края, сопоставимый со средним сельским районом. Боронина Сибирский выбрал себе в главы в марте. До этого Олег Валерьевич, социал-демократ по убеждениям, руководил Центром протестной борьбы при региональном отделении "Справедливой России".

– Я, кстати, в предвыборной программе людям не говорил: вот, буду добиваться строительства модульной котельной, – рассказывает Боронин.

– А что вы им говорили?

– Что буду работать открыто. Что иду не один, а пытаюсь сформировать здесь соответствующего характера депутатский корпус. Что двери моего сельсовета будут открыты для всех. Что я поощряю инициативу, что меня можно ругать, поднимать с постели в любое время суток, что я не буду знать выходных. Все остальное… Неправильно сейчас много обещать, избираясь в муниципальную власть. Теперь, когда я вижу ситуацию изнутри, я оцениваю все несколько по-другому. Когда мои товарищи по партии говорят: сегодня мы проводим пикет из-за отсутствия детсадов, я предлагаю – приезжайте, митингуйте у меня до пятнадцатого года, потому что садик мы построим только в пятнадцатом. Раньше не получится, хоть расстреляйте.

В придачу к должности главы Боронину досталась еле живая котельная. Отопление в Сибирском раньше середины октября в последние годы не включали, а районные и краевые чиновники уже стали народной приметой: забегали по поселку, засуетились, значит, скоро дадут тепло. Прошлой зимой, в феврале, котел дважды останавливался из-за аварии.

– Я ни в чем не обвиняю нашу бывшую главу, но в феврале, когда котел встал, надо было закричать громким голосом. Она прекрасно знала всю ситуацию, но тем не менее нигде не подала голос, – говорит Людмила Григорова, делопроизводитель сельсовета. И добавляет, осуждающе покачав головой: – За это мы часы получаем с гравировкой от губернатора.

Как местный – он живет в Лесной Поляне, одной из деревень Сибирского сельсовета, – Боронин, конечно, знал, что все плохо, но что настолько – не знал.

Понюхают, похрюкают…

– Анатолий Семенович Куликов, начальник "Первомайского коммунально-производственного комплекса", который весь район тогда обслуживал, они, я считаю, котел и угробили, и Евгений Викторович Козлов, начальник старой котельной, начали ко мне ходить: "Олег, у нас страшная проблема!" – говорит Боронин.  – А я на тот момент даже слов таких не знал: "экранный трубный пучок", "котельный барабан", "фильтры химводоочистки". Начал вникать, и выяснилось, что котлу-то все – пришел конец. А резервного котла тут на самом деле, а не на бумаге, толком и не было никогда...

С апреля Боронин ходил по краевым и районным инстанциям, "ставил вопрос": вот экономические выкладки, вот варианты решения проблемы. От старой котельной, расположенной в километре от поселка, все равно надо было отказываться – каждую зиму убытки от потери тепла доходили до трех миллионов рублей: "Я им говорю: вы же понимаете, что на тот котел пойдет либо МУП, который обанкротится через год, либо заведомый жулик и вор".

Боронин рассказывает, как он провел это лето: выездные совещания, обычные совещания, переписка с профильными краевыми ведомствами…

– И никто нам не ответил. Где брать деньги? Кто будет финансировать решение проблем? Можно ругать меня, что вот эта лужа не засыпана… пока еще, но котельная – не те деньги. Пять миллионов стоит ремонт старого котла или 4 400 – установка нового. Страшно становилось.

– А вопросами финансирования никто не занимался. Одни разговоры, одни комиссии. Как говорит одна наша знакомая, "придут комиссии, понюхают, похрюкают и уйдут", – рассказывает депутат поселкового совета Валентина Кравченко. –  Я лично в пяти или шести комиссиях участвовала. Заказали экспертизу котла, оказалось, что готовность котла минимальная, все шансы, что он развалится. И куда мы только ни обращались: президенту даже писали, премьеру – каждый раз ответ, что решается. Как об стенку горохом: отскочил, но недалеко. Поразительное равнодушие… И вот это "решается" мы слышали все лето. В деревне более 700 детей и пожилых людей, в деревне краевой реабилитационный центр для детей! Конечно, он и пошел на голодовку, а что делать?

Со здравым смыслом

На последнем совещании у главы района Олег добился записи в протоколе: "До 14 августа рассмотреть вопрос о введении на территории поселка режима угрозы чрезвычайной ситуации". Вместо этого 14 августа он получил предписание промыть и отремонтировать старый котел. Боронин не стал его выполнять и на следующий день, 15 августа, ввел "режим повышенной готовности" сам. У главы местного поселения есть, как выяснилось, на это полномочия.

– Когда он чрезвычайную ситуацию объявил, мы его сначала не поняли, – говорит Валентина Сергеевна. – Думали: ну зачем? Потом смотрим: он все предусмотрел. Расписал, куда будет ребятишек вывозить, чтобы они уроков не пропускали. Кого в Октябрьский, кого в Рогули – там-то школы отапливаться будут. Он мужик со здравым смыслом…

– И потом я принял для себя это решение, – рассказывает Боронин. – Страшно было, я никогда не голодал. В свое время поговорка была, что я за банку сгущенки и коробку печенья родину продам. Но куда деваться? И 10 сентября сел. В первый день все время хотелось есть, на второй нормально стало. Вот показывали по телевизору, как рубцовчане голодали: ложились, укрывались чем-то. Мне тоже все звонили: "Ты, главное, соблюдай температурный режим!" А я все время работал, как обычно, пил воду и крепкий чай, и ничего такого не почувствовал. Верили мне или думали, что я втихушку под одеялом ел, мне без разницы. Главное, на второй день мне сообщили, что подписан контракт на строительство модульной котельной. На третий администрация Первомайского района приняла решение профинансировать ремонт старого котла, и я приостановил голодовку.

Про голодовку главы в Сибирском узнали, когда в поселке замелькали телевизионщики. Горячее всех решение Боронина одобрили женщины, у которых есть маленькие дети, и вообще – никто из тех, кого мы останавливали на улицах Сибирского, не считает, что их глава голодал зря: "Как он твердил все лето, что котел негодный, так оно и получилось". "Я его поддерживаю. Его все в основном поддерживают. Правильно он сделал".

"Я его пока не знаю лично, к сожалению, но слышал, что он вообще мужик нормальный! Он обращает внимание не только на Сибирский, но и на все маленькие села". "Люди привыкли к тишине, а он все время бегает, никому не дает покоя, но результаты видны!".

И было видно, что люди гордятся не только Борониным, но и собой тоже. Это же они выбрали его, нормального мужика.

Как-то по-другому

После трагедии в Крымске в каждой деревне края повесили рельсу – денег на систему оповещения ни у кого нет. "Самодурство и дикость", – говорит Боронин и рассказывает, как последовательно борется с самодурством и дикостью чиновничьих предписаний.

– Я судился с прокуратурой и пожнадзором, отсудил половину – меня на десять тысяч оштра­фовали. Ну как, начинается пожароопасный сезон, и числа, наверное, 20 апреля с неплановой проверкой приезжают они опашку смотреть. А денег в бюджете на ЧС 500 рублей, нету денег. Я с Рыжаком из "Алтайкровли" договорился, что он закончит свои территории пахать и в конце месяца мне опашет. И вот приезжает прокуратура, я врать не стал: "Частично опахано, частично нет". Они заводят административное дело. И вот формулировка: не потому, что снег сошел и трава высохла, а потому, что товарищ Ключников, на тот момент начальник управления лесами, 9 апреля своим постановлением ввел пожароопасный сезон. И поэтому к 9 апреля лесные населенные пункты должны быть опаханы. Я говорю: "Ребята, а как вы себе видите к 9 апреля опахать 27 километров периметра моих лесных сел? Снег лежит!" – "Ничего не знаем! Начальник управления лесами своим постановлением 9 апреля ввел пожароопасный сезон!"

Такой дури хватает, с ней надо бороться. Когда начинаешь об этом говорить: дайте  главам нормально работать, не треплите их проверками, не треплите их отчетами, – как на дурака смотрят, это есть. Пошел в суд, отсудил половину: ты что! Ты же с прокуратурой отношения испортишь! Надо как-то по-другому. Да отстаньте вы, говорю, отвалите.

Римская Дакия

– Смотрели фильм "Даки", как человек из оппозиции решил пойти в исполнительную власть? – спрашивает Боронин. – Дакию завоевывают римляне, и дальше показываются две линии поведения лидеров общественного мнения. Один собирает молодежь, уходит с ней в горы, с римлянами не справляется, и в итоге вся эта молодежь гибнет в каком-то бою в конце фильма. А другой, понимая, что в обозримом будущем ему эту систему не уничтожить, начинает в нее вписываться, чтобы хоть что-то изменить в интересах населения, которое он представляет.

Я понимал, что, если не случится ничего экстраординарного, эта вертикаль остается на ближайшие шесть лет, поэтому и пошел на выборы. Во-первых, набраться опыта, во-вторых, попытаться начать менять эту систему, работая в ней и лучше понимая ее...

Дорога на главной улице Сибирского в ямах, в поселке нет детского садика.

Я спрашиваю Олега Валерьевича, будет ли он впредь использовать голодовку для решения проблем поселка.

– Те проблемы, которые можно решать пролонгированно, будем решать не хуже, а может, и лучше других, но тут ситуация была неотложная, – говорит он. И рассказывает о своих планах: – Если выполнять полномочия, где-то ямы засыпать, где-то подмазать, на 2013 год у меня на пресловутый "бюджет развития" денег будет миллион двести. Есть три дела, которые в следующем году мы на эти деньги обязательно сделаем, но они будут незаметными: проект детского сада, проект газификации Октябрьского и плюс генплан поселения. Но результаты этих дел люди увидят только в 2014 году.

Боронин убежден, что в оппозиции много инициативных и порядочных людей, которые смогут хорошо работать во власти:

– Дайте человеку реализоваться, не мочите его, пустите его во власть, нарежьте ему задач! Да, кому-то он будет неудобен, но с ним можно будет говорить на другом языке. А так главы поселений люди бесхребетные  в основном, привыкли жить, как скажут. У нас 18 глав в районе. Все мы в одинаковой позиции, в курилке все мы на эту тему материмся. Но не каждый может эту позицию определить публично, подняв голову. И здесь вопрос в подходе. С одной стороны, прямые выборы главы администрации района отменили. С другой – у нас представительская система. Каждый глава поселения – работодатель главе района и его товарищам. Ребята, мы им работодатели! Дело совести каждого главы, но в основном почему-то все молчат, а я вот молчать не буду. И для них это проблема.

Есть ремонт и понимание

Андрей Гришин, заместитель главы администрации Первомайского района по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному и газовому хозяйству:

- Вы видите, что , площадка под укладку бетонных плит готова. Уже планируется установка колодцев на подключение воды, вот здесь роется котлован под канализацию. Все идет своим чередом. Сейчас я разговаривал с руководством компании "Зенит-Алтай", которое находится в Томске, по вопросам заказа оборудования. Оборудование на данную модульную котельную заказано.

– Чтобы добиться строительства котельной, глава поселка объявлял голодовку.

– Эту тему вообще не трогаем. Вот здесь стройка, и на сегодняшний день все конфликты,  возможно, они и были, уже завершены. Исключительно идет строительство и монтаж, все. У нас есть еще старая котельная, ведется ремонт старого котла.

– Как долго он будет обогревать поселок?

– Старая котельная проработает, пока не заработает новая.

– Получается, деньги на ремонт котла потрачены зря? И если бы модульную котельную начали строить в апреле…

– …У главы сельского совета есть определенные планы на дальнейшее. Если  вы видели старую котельную, там находится промплощадка, и котельная в дальнейшем будет использована для развития той промышленной площадки.

– В феврале котел дважды вставал, была аварийная ситуация. Какие выводы администрация района сделала из той ситуации?

– Не знаю, я тогда не работал в администрации района. Я работаю с мая и не собираюсь разбираться, что было в феврале, у меня взгляд только вперед. Строим нормально, есть проект и есть понимание.

Цитата

Из публикации на официальном сайте поселка Сибирского ():

– Ведь всегда можно найти "стрелочника" и списать все на него. Гораздо хуже, когда этот "стрелочник" всенародно избранный.

Факт

Модульная котельная в Сибирском заработает 29 декабря, старый котел должны починить к 10 октября.

Справка

Олег Валерьевич Боронин, кандидат исторических наук, востоковед. Работал в АлтГУ, до победы на выборах в Сибирском сельсовете Первомайского района (4 марта 2012 года) занимал пост руководителя Центра протестной борьбы при региональном отделении партии "СР" и возглавлял пресс-службу партии.

Цитата

Олег Боронин,
глава Сибирского сельсовета:

Дайте человеку реализоваться, не мочите его, пустите его во власть, нарежьте ему задач!