сентябрь 27, 2012
Проекты по ужесточению санкций для пьяных водителей у нас, как водится, появляются аккурат после того, как произошла очередная трагедия. В этот раз в стельку пьяный водитель снес в Москве семь человек на остановке. Раньше проблемы как бы и не было. Хотя если смотреть на статистику ГИБДД, то по итогам первых месяцев 2012 года количество происшествий с участием пьяных водителей возросло на 15%. По тем, кто после совершения ДТП отказался от медицинского освидетельствования, статистика еще хуже: их число увеличилось почти на 50%, а количество погибших в таких авариях – в три раза. Совокупно на пьяных водителей в России сегодня приходится почти 10% всех дорожных происшествий.
Помните, как сооснователь Google Сергей Брин назвал Россию Нигерией со снегом? Многие тогда обиделись и нашли кучу статистических опровержений. Брин тогда, правда, говорил не об уровне жизни в стране, а о "шайке полоумных ковбоев, которые хотят контролировать поставки всей мировой энергии". Но и по количеству полоумных ковбоев на дорогах и уровню аварийности мы вполне официально опередили всю Европу и приблизились к африканским странам.
И, как обычно, кроме закручивания гаек, других рецептов решения проблемы у нас нет. В Госдуме наперегонки предлагают варианты экзекуции: "Единая Россия" готова повысить за это нарушение штраф до 100 тысяч рублей, депутаты от ЛДПР предложили лишать прав пожизненно и конфисковывать автомобиль.
Вопреки устоявшемуся мнению, лобовое ужесточение законов не всегда приводит к нужным целям. В Китае расстреливают коррупционеров, но местные чиновники продолжают брать взятки.
Примерно то же самое и с пьяницами на российских дорогах. После введения в 2010 году жесткого варианта закона с "нулевым" промилле статистика по числу пьяных за рулем начала расти, хотя до этого снижалась.
Похоже, дело не только в размере штрафов. Недавно прочитал про Калининград, где местные жители не понимают любви к блатным корочкам, пропускам, "красивым" номерам на автомобилях. Там это все просто стыдно использовать. А пропустить автомобиль с второстепенной дороги не стыдно.
Специально посмотрел статистику ГИБДД: в Калининградской области за восемь месяцев этого года произошло на треть меньше ДТП, чем в сопоставимой по численности населения Республике Коми и меньшей по размерам Псковской области.
Когда законы соблюдают не из страха, а по пониманию, то видят результат. А там, где общество не хочет создавать и соблюдать правила самостоятельно, ждут помощи "железной руки", у которой все традиционно сводится к "терроризму".
Конечно, лучше поздно, чем никогда, и лучше так, чем никак. Но при одном условии – одновременно надо вновь возвращать разрешенную норму промилле. Ведь нынешнее законодательство ставит знак равенства между теми, кто сознательно садится пьяным за руль, и человеком с содержанием в крови алкоголя 0,03 промилле. Определять, пьян он или нет, будут судьи и сотрудники органов правопорядка. Догадываетесь, что они решат?