октябрь 1, 2012
Девочка Ира приперла меня к стенке. Почему, говорит, мы наблюдаем пассивное участие молодежи в политической жизни страны? Опрос понадобился для школьной конференции, надо было отвечать. Я обвинила плохое политическое образование.
Позже я сама поговорила с несколькими зрелыми и юными людьми, начав с вопроса: "Какие политики в российской истории вам симпатичны и почему?". Взрослые перебирали Екатерину Великую и Александра II, потом переходили к обзору XXI века. Вспоминали события. Хмурили брови, косились в окно, как бы высматривая там симпатичного современника. Не находили.
А юная фокус-группа (из отличников, кстати, учебы) обнаружила удивительный феномен. Ребята охотно объясняли, почему голосовали бы за Петра I, если б тому пришлось участвовать в выборах. И рассказывали, что поменялось в стране тогда, в XVIII веке. Но при этом выяснилось, что ту часть XXI века, на которую пришлась их сознательная жизнь, они не помнят.
Может, "симпатичного политика" из ныне живущих в России и правда днем с фонарем найти сложно. И проблема тут не в возрасте и не в фонаре. Но в чем же она и что вообще происходит в стране, знать бы стоило. Между тем современные ученики жалуются, что понимание современности у них смутное.
У молодежи нет жизненного опыта, к которому прибегли мои взрослые опрошенные. Школа и университет – места, где протекает большая часть ее жизни. Там опыт не выдают, только порционную "теоретическую базу". Неудивительно, что ребята в моем опросе не смогли назвать хотя бы три важных события, случившихся за последнюю неделю в России и в мире.
А ученики Тамары Эйдельман, преподавателя истории из московской гимназии № 1567, могут. Их секрет прост: учительница регулярно дает им такое задание. Так и помечает на бумажках: нашумевшие события. Десятиклассники вытягивают себе по одному, пишут о нем подробнее, потом обсуждают. Как созналась педагог в интервью журналу "Форбс", поначалу несут бредятину. Но затем втягиваются и сами начинают интересоваться новостями. На то же направлен "алтапрессовский" проект "Газета в образовании", реализуемый и на Алтае.
В учебные годы было столько забот, а мир актуальной информации казался таким хаотичным, что мне лично недоставало метода Эйдельман. Ненавязчивого предложения порассуждать на свежие темы. И судя по тому, какие опросы сегодня проводят в школах, не только мне.
У конференции девочки Иры название было таким: "Роль молодежи в политической жизни общества". То есть формально у нее есть и роль, и право выбирать себе президента, да и вообще за ней будущее. Логично, что в таком случае было бы неплохо помогать ей заинтересоваться настоящим. "Россия в мире" (или история) пока значится в списке обязательных предметов даже по новым образовательным стандартам. Что-то подсказывает, что оценивать ныне происходящие события век спустя будет уже поздно.