Мусорный ветер, дым из трубы. Разбираемся с экологической обстановкой в городе

сентябрь 28, 2012

Хочешь дышать чистым воздухом и пить родниковую водицу – поезжай в горную деревушку. Большой город и благоприятная экология уже давно стали антонимами, и наш Барнаул в этом плане не исключение. Тем не менее за качеством городского воздуха и воды ведутся постоянные наблюдения. Какие загрязняющие вещества содержатся в воздухе, что сбрасывают в реки, в каком районе опаснее всего жить.

Редакция газеты "Читай!Город" выяснила, чем дышат и что пьют барнаульцы.

Вечером 14 мая над Барнаулом нависли черные облака смога.
Ирина Баенкова

Чем дышим

За качеством вдыхаемого горожанами воздуха следит Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Алтайский ЦГСМ) на пяти стационарных постах. Количество действующих постов едва дотягивает до нормы – от пяти до десяти (норма зависит от численности населения).  "Состояние воздушной среды в городе в значительной степени зависит от особенностей рельефа и характера застройки, – объясняет Владимир Кириллов, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем. – Посты, на которых замеряют состояние воздуха, не охватывают многие районы. Соответственно, информация получается не полная". Наблюдениями не охвачены улицы Шумакова, Балтийская, поселки Восточный, Южный, район ВРЗ.

Пробы воздуха берут шесть дней в неделю три раза в сутки (в 7.00, 13.00 и 19.00 по местному времени). В Барнауле наблюдения проводят за девятью примесями: взвешенные вещества (попросту пыль), диоксид серы, оксид углерода (угарный газ), диоксид и оксид азота, сероводород, сажа, фенол, формальдегид. Кроме того, изучают содержание бенз(а)-пирена и тяжелых металлов. В аварийных ситуациях также хлор и аммиак.

Уровень загрязнения воздуха определяется значениями концентраций примесей, которые для оценки сравниваются с ПДК (предельно допустимыми концентрациями веществ, утвержденными Минздравом России) или международным стандартом (значениями концентраций, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения – ВОЗ).

Если проследить за динамикой загрязненности воздуха, получается следующая картина: в 1999-2001 годах уровень загрязнения воздуха Барнаула оценивался как высокий, а в 2002-2010 годах стал как очень высокий, поэтому Барнаул был включен в приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В 2011 году уровень загрязнения воздуха оценен как высокий, что связано со снижением средних и максимальных концентраций бенз(а)пирена, формальдегида и сажи.

Что пьем

Наблюдения за химическим составом поверхностных вод ведет все тот же Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Существует определенная градация качества воды: 1-й класс (условно чистая), 2-й класс (слабо загрязненная), 3-й класс разряд "А" (загрязненная), 3-й класс разряд "Б" (очень загрязненная), 4-й класс с разрядами "А", "Б", "В" и "Г" (от грязной до очень грязной). И 5-й класс – экстремально грязная вода.

Все последние годы нефтепродукты, железо и летучие фенолы остаются основными загрязняющими веществами.

"Если мы загрязняем воздух – это, конечно, плохо, но если мы загрязняем воду – это в разы хуже, – говорит Владимир Кириллов. Вода меняется в реке примерно два раза в неделю, а почва может накапливать загрязнения годами, десятилетиями". Эти загрязняющие вещества проникают на глубину более 50 метров (в местах массовых свалок). Соответственно, загрязняются и подземные воды.

В 2002 году сотрудники ИВЭП проводили исследования токсичности водопроводной воды в разных районах города. Выяснилось, что чем дальше от водозабора, тем вода хуже. К тому же токсичность воды зимой оказалась выше, чем летом. Дело в том, что с ноября воду перестают очищать от органики, и при взаимодействии органических веществ с хлором образуются хлорорганические вещества, похожие на пестициды. Летом вода проходит процедуру осветления, и органика выпадает в осадок, а в ноябре вода исходно прозрачная, поскольку видимой органики в ней меньше.

Комментарий

Владимир Кириллов,
кандидат биологических наук, заведующий лабораторией водной экологии ИВЭП:

Барнаул имеет одну метеорологическую особенность – 60% дней в году у нас штиль. И в эти дни рассеивающий потенциал атмосферы ниже,  проще говоря, ветра нет, и загрязняющие вещества застаиваются в воздухе.

На первое место по загрязнению воздуха вышел транспорт. Автомобили и предприятия по-разному загрязняют атмосферу. Предприятия дают так называемый горячий смог. Автомобили же загрязняют воздух холодным, он стелется по земле.

Чтобы минимизировать влияние машин, давно найдено простое решение – перераспределение транспортных потоков. В АлтГТУ на автотранспортном факультете есть разработки. Нужно разгрузить в первую очередь две "воронки" – пр. Ленина – пр. Калинина и перекресток ул. Советской Армии – и Павловского тракта.

Что касается водных ресурсов, здесь ситуация сложнее. Мы не можем управлять качеством воды в Оби в той мере, в какой можем управлять качеством воздуха. Здесь многое зависит от природных условий. Но кое-что сделать все-таки можно и нужно. Во-первых, прекратить загрязнять берега. В Пивоварку сбрасывают органические вещества с огородов, отхожих мест и пластиковую тару. Если мы заботимся о большой реке (типа Оби), мы заботимся о соседях, которые находятся дальше по течению. Если мы заботимся о маленькой реке (Барнаулка, Пивоварка), мы заботимся о себе.

Жители прибрежных зон просто выбрасывают мусор за пределы огорода, на берег. И экологические акции, которые проводят волонтеры,не в состоянии радикально улучшить обстановку.

Если рассматривать город по зонам, то наиболее благоприятная обстановка в нагорной части города, а также частично в Индустриальном районе – на Солнечной поляне, в новых окраинных районах – ул. Балтийская, Власихинская, Взлетная. Самая неблагоприятная часть – Центральный район. Барнаул все-таки не самый худший город в плане экологии, ситуация у нас далеко не критичная, но расслабляться тем не менее не стоит.

Цифры

89-е место из 100 занимает Барнаул в рейтинге самых экологически чистых и благоприятных для жизни крупнейших городов России (исследование Института территориального планирования "Урбаника" и Союза архитекторов России).

Автомобиль потребляет примерно в 60 раз больше кислорода, чем человек.