Николай Витовцев: "Газпром" дал выкуп за мумию

сентябрь 27, 2012

27 сентября на сайте Горно-Алтайск.Ru опубликован материал Николая Витовцева о визите главы "Газпрома" Алексея Миллера в Республику Алтай в честь открытия Национального музея имени А.В.Анохина. Предлагаем ознакомиться с мнением журналиста.

Николай Витовцев,
журналист:

Вчера у нас открыли новое здание музея, приготовленное "под мумию" на деньги "Газпрома". Власти сошлись, как им кажется, с богатым покровителем на сходной цене: 750 (по другим данным, даже 780) миллионов рублей за право покушения на девственную природу Укока. Я стоял в шумной толчее этого праздника ли, митинга в честь "Газпрома" ли, а может, и карнавала, собранного на потеху избранным, и, пытаясь уйти в себя, хотел услышать Владимира Фёдоровича Хохолкова - музыканта, последователя и последнего рыцаря, который не уставал вести нас за собой, возвращая память о человеке, основавшем этот музей.

Что он сказал бы нам, наблюдая за шумом и суетой этого представления? И что сказал бы, слушая задорные шлягеры в стиле Dead Can Dance перед появлением знатных гостей, другой ученик Анохина - композитор Александр Тозыяков?

За день до открытия музея я возвращался со стороны Чикета и в районе Хабаровки попросил водителя повернуть с тракта в сторону Катуни. Поворот в сторону "дачи Газпрома" - сразу через мост, на котором можно играть в футбол. Таких мостов нигде больше по нашим горам "Газпром" не строит. И ни одна из наших дорог тоже не идёт ни в какое сравнение с будущей дорогой на "дачу Газпрома".

Рядом с поворотом, совсем недалеко от нового моста, стоят две будки, и там сидят охранники. Они пока ещё пропускают нас туда, где не было никаких дач, а совсем скоро там будет "запретная зона", и каждому, кого охранник посчитает "посторонним", вход туда будет заказан. Я вспоминал предыдущий день, дорогу вдоль Урсула, когда слушал речи с крыльца музея обо всех благах, которые нам сулит "Газпром". Торжественные речи шли вразрез с тем, что неделей раньше невнятно пробормотала сама же власть.

Она признала: в этом году из страны "убегут" ещё 60 миллиардов долларов, ничуть не меньше. А доллары эти, известно, нефтегазовые. $60 млрд, поделенные на всё население страны, а потом помноженные на всё население республики и переведённые в рубли, дают только в этом году никак не меньше 2,7 млрд (рублей, правда). А сколько "убежало" от нас за 10, за 15 лет? Нас заставляют радоваться тому, что "Газпром" щедро кинул нам с барского стола 780 миллионов рублей. А кто нам скажет, какая у него доля в "убегающих" на рубеж триллионах?

На днях даже по телевизору не смогли удержаться и сообщили новость: на каждый квадратный метр дороги к острову Русский выбросили больше 700 тысяч рублей. Таких дорог нет нигде в мире. И нет нигде на Земле таких "озёр", какое будет у нас возле Айского моста. А сколько тратится у нас на каждый квадратный метр нового автобана в районе Дубровки, и кому на само деле выгодна такая стройка? Об этом наши ораторы не стали распространяться с крыльца музея.

Когда с крыльца музея понеслась подобострастная песня о том, что нам без "Газпрома" уже не спасти родную природу, я стал оглядываться по сторонам. Нет, никто не удивлялся словам песни, сочинённой к приезду г-на Миллера. Не знаю, может, и в соседнем Кузбассе сочиняют такие вот песни в честь новых хозяев шахт и заводов, и в Заринске теперь поют так же радостно для начальников, заполучивших "Коксохим". При нынешней власти нас снова учат радоваться щедротам власть имущих, и кажется, будто ещё вчера дочь Шукшина - другая, для которой непонятны нынешние шоу - стояла на коленях перед губернатором края, выпрашивая деньги для сельских учителей, а сегодня уже нас ставят на колени: или отдаёте Укок - или будете сидеть без газа.

Грифон - повелитель наживы и денег — правит теперь бал, и уже он определяет теперь, кому из художников вручить главную награду на открытии музея. Грифон взгромоздился на герб республики одновременно с "эпохальным открытием", и пусть во всех дошедших до нас сюжетах из эпохи скифов кровожадный Грифон из подземного мира терзает солнечного Коня - это ничуть не смущает нынешних устроителей шоу: они снова преподносят коня редчайшей породы главному Грифону, запустившему когти в богатства сибирского Севера. Газ, выходящий из-под земли, горит на жаргоне "Газпрома" не в факелах - это его "грифоны". И теперь они нашли для себя вавилонских грифонов в узорах и татуировках Пазырыка.

Культ поклонения мощам, процветающий в наше время по всему миру, пришёл и к нам на Алтай. Мы пока ещё не знаем, кто потянется к нам вслед за "возвращением мумии", но OPUS DEI уже здесь, рядом. Пирамида музея может стать местом сотворения нового культа, и этим предчувствием была переполнена вся церемония обретения мощей, вывезенных с Укока. Таких цен на входные билеты, как в день открытия нового здания музея, никогда ещё не было. Может, это и есть реальная цена всем разговорам о чём-то "сакральном", которые велись все эти годы?

Глава республики на церемонии открытия музея допустил оговорку почти по Фрейду. Скорее всего, это была просто случайность, когда он стал обращаться к Владимиру Ильичу - не называя его должности или фамилии - чтобы передать символический ключ от нового здания. Или, может, он много думал в последнее время над возвращением мумии, и это получилось неспроста. Во всяком случае, для гостей красочного представления эта мизансцена показалась по-своему символичной. Поиски алтайских мумий начались сразу после смерти Ленина, их извлекали из курганов и увозили в спецучреждения, чтобы проводить там секретные "исследования". Мумия с Укока тоже находилась какое-то время в одном зиккурате с Владимиром Ильичом, а теперь за ней будет присматривать новый директор музея, которого тоже зовут Владимиром Ильичом.

Им кажется, что сделка по выкупу алтайской мумии удачно завершена. А может ли она считаться предметом торгов с кем бы то ни было? Мы не узнаем, к великому сожалению, как ответили бы на этот вопрос верные ученики и последователи Андрея Викторовича Анохина. И услышал бы их кто-нибудь из устроителей празднества в честь "Газпрома"? Я уходил оттуда, и как-то само собой пришло желание позвонить друзьям в "Чемальский вестник", чтобы получить от них фотографии, сделанные в тот же день на могиле отца-основателя музея, реконструированного теперь по прихоти "Газпрома".

Как и следовало ожидать, дорога на Куюм совсем не та, что строится сейчас в сторону "дачи Газпрома". Пришлось искать вездеход и договариваться со старыми добрыми знакомыми, которые как-то сразу прочувствовали значимость момента. Понятно, что никто из гостей и не думал в эти дни поклоняться праху Андрея Викторовича на заброшенной могиле в окрестностях Куюма. Она забыта и никому не нужна. В такие места не ступает нога "Газпрома", потому что здесь не место для газопровода, и нечего здесь "пилить", кроме кустарников, подступающих с каждым годом всё ближе к месту последнего приюта Андрея Викторовича Анохина - подвижника, просветителя, мученика и провидца.