СМИ выяснили, что принесёт россиянам третья пенсионная реформа

октябрь 1, 2012

Правительство согласовало текст Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, вокруг которого на протяжении последних месяцев спорили министры социального, финансового и экономического блоков кабинета министров. Фактически предложенные изменения станут третьей пенсионной реформой за 12 лет (после реформ 2002 и 2008 годов). 20-страничный документ, по данным Forbes, был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и 30 сентября направлен президенту Владимиру Путину.

В соответствии с ранее принятым планом правительство должно было представить стратегию главе государства до 1 октября.

Барнаульская пенсионерка...
Олег Богданов

Социальный блок правительства, настаивавший на реформе накопительной компоненты пенсии для сокращения растущего дефицита Пенсионного фонда (ПФР), добился своего, явствует из документа: "В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть вопрос об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии".

Стратегия предусматривает возможность для граждан в дальнейшем (после 2015 года) самостоятельного выбора в отношении двух "накопительных" процентов: "остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы с уменьшением (вычетом) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в размере 2% в накопительную составляющую". После 2015 года подразумевается, что все пенсии станут только солидарными (кроме тех, кто захочет участвовать в накоплениях по заявлению).

Реформа накопительной части пенсии была главным пунктом спора социального и финансового блоков.

Государственная пенсия граждан, родившихся после 1966 года, состоит из двух частей – индивидуальных накоплений и распределительной части. То есть пенсионные отчисления работодателя (22% от фонда оплаты труда) делятся на две части – 16% идет на оплату нынешних пенсий, а 6% - в индивидуальную копилку будущего пенсионера. Такая система действует с 2002 года. К настоящему времени в накопительной системе, по оценке Пенсионного фонда России, аккумулировано около 2,3 трлн рублей. Но дохода они не дают, так как большую часть этих средств ВЭБ вкладывает в госбумаги с доходностью ниже инфляции.

Ситуация накалится после 2015 года, доказывал Минтруд и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец: на пенсию начнут выходить сначала женщины, родившиеся в 1967 году, а вскоре пенсионеров с "накоплениями" станет несколько миллионов. В этот момент выяснится, что пенсия копивших меньше пенсий тех, что получает только распределительную часть (те, кто родился до 1967 г): это произошло еще и оттого, что за свои избирательные кампании  Путин несколько раз индексировал обязательные пенсии.

Минфин на это возражал: отмена накоплений подорвет веру в обещания государства, а реформировать систему надо за счет изменения существующих механизмов индексации пенсии и пенсионной формулы.

Споры не закончены, они продолжатся на стадии рассмотрения стратегии президентом, говорит собеседник в финансовом блоке правительства. Президент во время бюджетного совещания в Сочи полторы недели назад фактически поддержал сокращение накопительной компоненты до 2%, говорит на это собеседник в социальном блоке правительства.

Стратегия также подразумевает пересмотр подхода к так называемым "досрочным пенсиям", фактически отказ от них в прежнем понимании.Более 30% российских пенсионеров – "досрочники" в связи с особыми и специальными условиями труда (они описаны в так называемых списках №1, №2 и "малых списках", кроме людей занятых на опасных производствах, на севере и т.п. в списках встречаются и экзотические профессии, например, балерины). При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств ПФР, а не страховых взносов работодателей. То есть "досрочникам" платят те, кто еще продолжает работать. "Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда", -- сказано в стратегии: "В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры".

Издержки предложено перенести на работодателей, которые будут платить новый страховой тариф (на 2013 г. – доптариф 2-4%, 2014 – 4-6%, 2015 – 6-9%).

Еще одной важной пенсионной новацией стала реформа тарифной политики для "самозанятого населения" (по оценкам, это 12 млн человек, - индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и проч. -  из которых пенсионные  взносы платят менее 3 млн).

Стратегия подразумевает повышение платежа в ПФР для самозанятого населения с 26% от 1 годового МРОТ до 26% от 2, 2,5 и 3-годовых МРОТ в 2013, 2014 и 2015 гг. соответс­твенно.